К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Александр Матвеев - Спасибо, что живой

Эльдар Фарзалиев занимал должность начальника одного из поездов, которые летом 1989 года были уничтожены взрывом газа под Уфой. Он делится тяжелыми воспоминаниями о той трагедии и рассказывает о своей сегодняшней работе.

Вспышка в ночи

Молодой начальник поезда Эльдар Фарзалиев как и многие пассажиры, тоже еще не спит. Он только что выполнил просьбу одного из пассажиров и теперь возвращается в штабной вагон. Вот он минует несколько вагонов, заходит в свое купе, раскладывает документы...Вдруг – яркая вспышка и оглушительный грохот.Взрывной волной выбивает все окна, выносит двери, в вагон врывается огонь и опаляет Фарзалиева с ног до головы. Все открытые участки тела – лицо, голова, руки – вмиг покрываются жуткими ожогами, а злой, нестерпимо горячий воздух обжигает легкие.

Александр Матвеев
(г. новосибирск)

Поделиться фото

Несмотря на опасность, травмы и шок, первое, что делает начальник поезда – дергает стоп-кран. И удивляется – почему не слышно звука пневматического тормоза? Он еще не знает, что поезд уже стоит, а часть вагонов просто слетела с пути, как спичечные коробки. Это те самые вагоны, в которых он был всего пару минут назад...

Вагон практически полностью охвачен пожаром. К входным дверям из-за огня не пробраться, и Эльдар выпрыгивает в окно. Но убегать подальше от опасности и не помочь остальным выжившим не позволяет совесть. Вместе с другими неравнодушными мужчинами железнодорожник помогает выбраться через окна пассажирам и проводникам, а потом и сам забегает в горящие вагоны в надежде хоть кого-то еще спасти. В одном из них, среди огня и обломков, он обнаруживает плачущую девочку лет пяти. Увидев своего спасителя, девочка кидается ему на шею, вжимается мертвой хваткой и не отпускает, даже когда они выбираются наружу. А освободиться от объятий малютки Фарзалиев не может – руки обожжены.

Лишь когда все, кому можно было помочь, оказались в безопасности, Фарзалиев оглядывается вокруг. Ужасающая картина предстает его глазам. От четырех вагонов его поезда, сброшенных с рельсов, ничего, кроме колесных пар, не осталось, остальные догорают на путях. Повсюду крики, стоны, плач, а многие уже замолчали навеки... Но больше всего поразило начальника поезда пылающее огненное озеро в низине неподалеку. «Что же такое здесь происходит, если даже воздух горит?», – подумал он.

Александр Матвеев
(г. новосибирск)

Поделиться фото

Прежде чем отправиться искать помощи, Фарзалиев решает вернуться в штабной вагон за... документами. Ответственность для железнодорожника превыше всего, даже собственной жизни.Однако сделать ему этого не удается – руки совершенно отказываются работать.

Все, кто может идти самостоятельно, отправляются в путь, хотя и не совсем понимают, в какую сторону идти и кого искать. Местность, в которой произошла катастрофа, совершенно пустынная, и чтобы добраться до ближайшего переезда, обожженным людям пришлось прошагать пешком несколько километров. Наконец им удается остановить проезжавший мимо грузовик. Объяснив водителю, что произошло, пострадавшие уместились в кузов самосвала и доехали до ближайшей больницы.Это было 4 июня 1989 года. На протянувшемся недалеко от Транссибирской магистрали трубопроводе «Сибирь-Урал-Поволжье» произошла утечка газа. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск скопившийся газ сдетонировал. По некоторым оценкам, мощность взрыва была сопоставима с ядерным взрывом в Хиросиме. Крупнейшая в истории нашей страны железнодорожная катастрофа унесла жизни более чем полутысячи пассажиров и членов поездных и локомотивных бригад.

Все, кто может идти самостоятельно, отправляются в путь, хотя и не совсем понимают, в какую сторону идти и кого искать. Местность, в которой произошла катастрофа, совершенно пустынная, и чтобы добраться до ближайшего переезда, обожженным людям пришлось прошагать пешком несколько километров. Наконец им удается остановить проезжавший мимо грузовик. Объяснив водителю, что произошло, пострадавшие уместились в кузов самосвала и доехали до ближайшей больницы.Это было 4 июня 1989 года. На протянувшемся недалеко от Транссибирской магистрали трубопроводе «Сибирь-Урал-Поволжье» произошла утечка газа. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск скопившийся газ сдетонировал. По некоторым оценкам, мощность взрыва была сопоставима с ядерным взрывом в Хиросиме. Крупнейшая в истории нашей страны железнодорожная катастрофа унесла жизни более чем полутысячи пассажиров и членов поездных и локомотивных бригад.

Александр Матвеев
(г. новосибирск)

Поделиться фото

– Меня лечили даже английские врачи – весь мир тогда отозвался на нашу беду, – вспоминает Эльдар Мамедович. – Помогала и поддержка друзей – ко мне в больницу приезжали девчонки-железнодорожницы, с которыми мы когда-то вместе учились в Новосибирском профучилище №10.

Из 20 проводников пассажирского поезда №212 в живых осталось только семь. У Эльдара Фарзалиева оказалось обожжено 25% тела. Первое время зеркало ему в больнице не показывали – сложно не пасть духом, увидев свое почерневшее, с потрескавшейся кожей лицо.Не раз Фарзалиева «хоронили заживо» – из-за неразберихи его имя попадало в список погибших.Мысль, которая не оставляла железнодорожника: «Неужели все это произошло по нашей вине?». Она не оставляла еще неделю после произошедшего, пока, наконец, власти не обнародовали истинные причины трагедии. Лишь после этого наш герой вздохнул спокойно.Немало пассажиров и членов экипажа того злополучного поезда обязаны Эльдару Мамедовичу жизнью. Однако, вероятно, главный его подвиг состоит в том, что после всего этого ужаса он решился вернуться в профессию и, едва оправившись, снова стал работать в пассажирском поезде, хотя ему и предлагали более спокойные, «оседлые» должности.

— Все уговаривали меня больше не ездить на поездах, намекали, мол, после такого ты не сможешь вновь стать начальником поезда, фобия и тому подобное, — говорит Фарзалиев. — Но на меня это произвело обратное действие: решил всем доказать, что не побоюсь, смогу.И доказал. Уже через полгода, первым из всех выживших в катастрофе железнодорожников, он вновь отправился в рейс.

Глава «семьи»

Александр Матвеев
(г. новосибирск)

Поделиться фото

Герой нашего очерка — живой пример того, что детская мечта исполнима. Еще ребенком, впервые проехавшись в пассажирском поезде, Фарзалиев настолько глубоко впечатлился поездной романтикой, что поставил себе четкую цель — стать проводником. После школы окончил училище по соответствующей специальности — и мечта исполнилась!— Меня манили путешествия, хотелось посещать новые города, красивые места, к тому же люблю порядок, – улыбается Эльдар Мамедович. — Теперь счет городов, в которых мне довелось побывать во время рейсов, идет на сотни: от Владивостока до Кубани. Исколесил всю Россию!Начальство скоро заприметило трудолюбивого дисциплинированного паренька и предложило Фарзалиеву перейти на следующую ступень карьеры — стать начальником поезда. И вот, пройдя необходимые курсы, всего через 3,5 года работы проводником он становится начальником пассажирского поезда. А в 1992 году под его руководство отдана поездная бригада скорого фирменного поезда №25/26 «Сибиряк» сообщением Новосибирск — Москва.

— Эльдар Мамедович — в меру строгий и в меру мягкий руководитель, — говорит о своем начальнике проводник 1-го класса Олег Долгих. — У нас очень доброжелательная атмосфера в бригаде, мы как семья, и это, в первую очередь, его заслуга. Он всегда готов помочь пассажиру, но и проводниц в обиду не даст.

«И мечта исполнилась!»

— Частенько «Сибиряком» путешествуют звезды, — поведал он. — Нам приходилось возить Армена Джигарханяна, Ларису Долину, Максима Фадеева. Очень дружелюбный и простой в общении человек Юрий Шевчук: фотографировался, давал автографы всем, кто попросит. А Валерий Леонтьев, напротив, попросил у нас отдельное купе. Проводница пошла навстречу певцу и уступила ему свое. Недавно из Новосибирска до Омска с нами ехал Михаил Жванецкий. Жаль, пообщаться не удалось – он сразу лег спать.

И вечный рейс, покой нам только снится

Над поездной бригадой «Сибиряка» Эльдар Фарзалиев начальствует уже два десятка лет. За это время фирменный поезд преобразился, все его вагоны были заменены на новые, более комфортные для пассажиров.— Я уже сроднился с «Сибиряком», — говорит Фарзалиев. — Когда возвращаюсь из рейса, думаю только об одном: «Когда снова поедем?». Много раз мне предлагали другие должности, но, по-моему, здесь я на своем месте....4 июня Эльдар Фарзалиев считает своим вторым днем рождения. Каждый год в этот день он вспоминает своих погибших коллег, возлагает цветы к мемориалу и к памятнику жертвам катастрофы. О страшной катастрофе 1989-го ему напоминают шрамы на теле, орден «Знак Почета» и знак «Почетный железнодорожник», а также въевшиеся в память страшные картины людского горя, которые он, как ни пытается, не может забыть.

Александр Матвеев
(г. новосибирск)

Поделиться фото

Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!

Поделитесь этим материалом в соц. сетях

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.