#ИСКУССТВО #ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Автор: Елена Мещерякова
г. Липецк
Выставка с одноимённым названием народного художника России открылась в липецком Музее современной скульптуры
С творчеством Юрия Гришко липчане давно знакомы, ведь он отдал работе на нашей земле более полувека. В музейных сокровищницах региона – самое масштабное собрание работ художника. Персональные выставки были организованы ещё при его жизни. «Портрет» - как послесловие к прожитому и пережитому мастером. И важный жанр изобразительного искусства, способный показать саму суть человека.
Елена Мещерякова
г. Липецк
От пластилина к меди
Всего в экспозиции представлено более 30 произведений из музейных фондов Липецкой области. Каждый портрет на выставке как отдельная история. Создавались они не в воображении автора – лепились с натуры. Например, в цехах заводов: Новолипецкого, Сокольского или Трубного.
Из укромного уголка в цехе Гришко наблюдал за своими героями, делал наброски, эскизы из пластилина, чтобы в итоге получить необходимую монолитную фигуру. Так появился знаменитый «Прокатчик» из сварной меди, занимающий центральное место в экспозиции.
Среди «палитры» материалов (бронзы, гипса и дерева) для выставочных работ отдельно выделяется металл. К слову, именно в Липецке Гришко со своими соратниками придумали ту самую сварную медь. Основой для формы послужили старые троллейбусные «усы», разрезанные для удобства на фрагменты.
Время перемен
- Юрий Дмитриевич всегда следовал традициям реалистической школы, - рассказывает экскурсовод Надежда Беляева. – При этом в портрете скульптор всё-таки прошёл определённую эволюцию.
Сначала от «забронзовевшей» производственной темы к станковой скульптуре 70-80х, изображающей членов семьи и друзей. Моделями для отца выступили его дети: младший, Дима, с залихватски нахлобученной шляпой доменщика. И старший, задумчивый и серьезный Михаил, с трогательным корабликом в руках, как символом юности ушедшей эпохи. В экспозиции они занимают почётное место между ударниками труда.
Скульптура в рост
На втором этаже выставки представлены экспонаты периода трансформации портретного творчества Гришко. Это работы второй половины 90х. Перемены в стране изменили творческий вектор самого скульптора. На смену традиционному бюсту или полуфигуре пришли камерные портретные композиции.
- Гришко тщательно прорабатывал силуэт модели, - отмечает Надежда Николаевна, - соблюдал пропорции, демонстрируя при этом умение показать самую суть в заинтересовавшем его персонаже. – Если узнаешь человека со спины, значит, портрет удался, - говорил Юрий Дмитриевич. – Несмотря на богатый опыт создания монументальных и станковых произведений, его душа всегда тяготела именно к камерным работам.
Мадонна с младенцем
Атмосферу душевного тепла Юрий Дмитриевич передал в теме материнства, к которой относился по-особенному трепетно. Еще в 1967 году на одной из первых художественных выставок «Край Черноземный» он стал лауреатом со станковой работой, изображающей молодую маму с ребёнком. Оставался художник верен семейным ценностям и в позднем творчестве: в 2015м, за три года до своей кончины, он сделал гипсовый портрет невестки Светы с внучкой Таней. Пожалуй, особенно трогательно, что открытие сентябрьской «портретной» экспозиции посетила сама внучка маэстро со своими детьми, как бы подчеркнув воспетую в творчестве знаменитым дедом связь поколений.
Ближе к мастеру
Особое пространство, также открытое для посетителей, - это мастерская скульптора, расположенная в соседнем зале.
Сотрудники музея постарались воссоздать колорит той самой рабочей обстановки кабинета Гришко, где творил автор знаменитого памятника Борцам Революции и интерьерной скульптуры Льва Толстого в областном академическом театре драмы.
Он и приехал в 1958 году в Липецк творить – под влиянием романтики того времени. Родом из Мурманска, в нашем городе Юрий Гришко оказался после учёбы в Саратовском художественном училище и службы в армии. Развивающийся промышленный регион, «Липецкая магнитка», привлекал новых молодых специалистов. В том числе представителей творческой элиты. Своя «лаборатория мысли» на улице Студёновской появилась у скульптора только в семидесятых. Он открыл её вместе с коллегами на месте заброшенных слесарных мастерских.
Дух времени
Здесь всё напоминает об ушедшем авторе. Его станок, инструменты по работе с глиной и скульптурным пластилином. На деревянных стеллажах - фотоснимки из семейного архива и рабочих поездок. Организаторы не забыли, что в мастерской скульптор не только творил, но и принимал гостей, поэтому выделили место для проведения творческих мастер-классов. Даже после ухода Юрия Дмитриевича его альма-матер - по-прежнему живое и одновременно такое камерное пространство.
Неидеальное совершенство
Его интересовала разная красота в человеке: и внешняя, и внутренняя.
В одном из юбилейных альбомов, посвящённых творчеству мастера, Юрий Гришко признавался: «Люблю жизнь, люблю человека. Идеальных людей нет, но я хотел бы показать то лучшее и красивое, что есть в каждом».
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
Юлия Черемная расскажет о замечательном крае Архангельской области, а именно в селе Красноборск и о её жительнице, восьмилетней Алевтины Волковой. Село это находится недалеко от города Архангельска, в нём протекает река, есть маленькая роща, в которой всегда приятно укрыться от знойного солнца. Есть в этом селе и одна девочка, о которой пойдёт речь.
Деревня Тямле Чишма расположена в живописнейшем месте природы. Когда-то здесь насчитывалось около 30 хозяйств, в фермах содержались свиньи, коровы, лошади. После объединения колхозов фермы закрылись и большинство сельчан остались без работы. Многие сельские жители были вынуждены покинуть родные места и отправиться в поисках работы в чужие края. Заброшенные участки и полуразрушенные дома… Деревне грозило полное исчезновение, она могла остаться только в народной памяти. К счастью, прожившие всю жизнь в городе, воспитавшие детей супруги Роза и Нурулла Гайфутдиновы, вернулись сюда 17 лет назад. В настоящее время хозяйка в основном проживает в Казани, а вот глава семейства круглый год живет в деревне один. На днях мы побывали у Нуруллы абыя и справились о его делах.
Материал о матери, которая воспитывает приемных детей. К своим родным дочке и сыну она взяла на воспитание четырех детей. Затем — еще еще троих. Даже после смерти главы семейства она никому не отдала детей.
Мы приехали искать причины вымирания народа, а нашли живую культуру.
Юлия Гаврилова — обычная девочка из села Кинель-Черкассы Самарской области. Любовь к музыке творит чудеса: за плечами юной исполнительницы 31 гран-при международных конкурсов, а ей всего 14 лет. Еще будучи совсем маленькой, она пошла по стопам своего деда. С тех пор Юля и сцена неразлучны.
«Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и мое отношение к ней».