#ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Главный дирижёр Липецкого государственного оркестра народных инструментов Алексей Моргунов считает, что за нотными знаками скрывается нематериальная субстанция, и совершенно согласен со своим великим итальянским коллегой Риккардо Мути: «За музыкой стоит вечность».
Каждый раз перед началом выступления, отсчитывая двадцать шагов до дирижёрского пульта, он верит, что свершится таинство: музыка расскажет то, для чего недостаточно слов. Так было и в программе, посвящённой подвигу Ленинграда. Премьера документального концерта спектакля состоялась в этом году 29 января. Он стал одним из немногих концертов к 75 летию Победы, которые ещё успели пройти вживую. На экране кадры хроники: ленинградцы везут тела погибших родных на санках, берут в руки крохи блокадного хлеба. Музыка заставляет ощущать, как под ложечкой сосёт от страшного голода. Звучат отрывки из дневников ленинградских детей. «О господи, когда же это кончится!», — читает ученица Моргунова Вика Сажнева строки из дневника своей ровесницы. Среди горя и смерти вдруг слышится звонок трамвая, бегущего по улицам Ленинграда, и от этого становится ещё страшнее.
«Мы взяли произведения современных композиторов Алексея Ларина и Александра Цыганкова, фронтовика Григория Фрида, военные песни. Эта музыка передаёт невыносимость человеческих страданий — то, о чём говорить не всегда получается. Я родился и вырос в Магнитогорске, там во время войны на металлургическом заводе выпускали каждый третий снаряд. Каждый второй танк из магнитогорской стали. На эвакуированных станках, которые ставили на помостах под открытым небом, в мороз работали женщины, дети и подростки. Потому что мужчины ушли на фронт. Мне хотелось напомнить тем, кто на свои машины клеит надписи «Трофей из Берлина» или «1941-1945: можем повторить», какой немыслимой ценой достался мир,» — рассказывает Алексей Моргунов.
Эта музыка передаёт невыносимость человеческих страданий
Дирижёр живёт в Тамбове, там он преподает игру на балалайке в музыкальной школе и колледже имени Мержанова. В Липецк приезжает на репетиции и выступления оркестра. Говорит, жить на два города соответствует его темпераменту. Всё на скорости взмаха дирижёрской палочки.
На самоизоляции у Алексея день расписан по минутам: он ведёт дистанционные уроки, записывает видеошколу, разрабатывает программы будущего сезона, а ещё собирает оркестр на удалёнке и взрывает виртуальную реальность. Исполненное четырьмя оркестрами под его руководством «Болеро» Мориса Равеля уже облетело весь мир. На экране семьдесят участников проекта из разных уголков России: Липецка, Тамбова, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ростовской области и Якутии.
Поделиться фото
Почерк новатораВажен репертуар, на котором можно расти. Это, в первую очередь, музыка современных композиторов, музыка XX века. «Мне говорили: «Мы не соберём зрителей!». В результате — аншлаг. Наш оркестр играет Стравинского, Гершвина и Губайдулину с такой отдачей, что, выходя из зала, можно выжимать концертные костюмы. На фестивале «Созвездие мастеров» , который проходит в Большом зале академии Гнесиных, нам выпала честь выступать перед очень взыскательной публикой. На наш концерт пришёл выдающийся дирижёр Владимир Федосеев, руководитель Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Мы вместе с саксофонисткой Юлией Биховец играли премьеру концерта Перекрёсток, замечательного композитора Ефрема Подгайца. После концерта Владимир Федосеев поднялся на сцену и пожал руку каждому оркестранту», — вспоминает Алексей Моргунов.Когда ведущие композиторы доверяют премьеры сочинений определенному оркестру — это в мире музыки высший пилотаж, и лучшего признания уровня мастерства коллектива не найти. Приятно, что это вошло в практику Липецкого государственного оркестра русских народных инструментов. Но не менее важный момент — доверие оркестрантов своему дирижёру. От этого зависит степень свободы исполнения.
Поделиться фото
Алексей говорит, что музыкальный мир становится сродни спортивному — растёт конкуренция. Но, как и в любой профессии, высококлассных специалистов не так уж много. Сам Моргунов был признан лучшим среди дирижёров оркестров народных инструментов на I Всероссийском конкурсе в 2013 году и считает, что соперничество здорово подстёгивает мотивацию музыканта и создаёт условия творческого роста. Его ученики постоянно живут в конкурсной борьбе: становятся финалистами и победителями телевизионного проекта «Синяя птица»,, привозят «золото» с престижных состязаний.
Алексей виртуозно владеет балалайкой, может играть 800 нот в минуту: учится своему делу уже 29 лет.
Поделиться фото
«Сколько в этих трёх струнах, две из которых одинаковые, глубины и переливов звука! И если на домре, гуслях играют медиатором, то из балалайки «вынуть» душу можно только прикосновением пальцев к ним. Русская балалайка — единственный инструмент треугольной формы, поэтому у неё уникальный тембр. Он ложится на наш менталитет, захватывает теплотой звучания. Мне невероятно повезло: моим учителем был Андрей Александрович Горбачёв — мэтр исполнительской школы», — рассказывает Алексей.
Сам Алексей из музыкальной семьи. На гитаре играет отец, а на всех семейных застольях звучал дуэт дедушки и бабушки: он играл на гармони, она пела. Пела и мама он до сих пор помнит детские песни в её исполнении. Теперь взмах его дирижёрской палочки заставляет замирать зал. Он считывает не только ноты — замыслы гениев, транслирует то, что рождается в каких-то неземных сферах. Во власти дирижёра подарить публике полёт души.
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Поделитесь этим материалом в соц. сетях
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
Юлия Черемная расскажет о замечательном крае Архангельской области, а именно в селе Красноборск и о её жительнице, восьмилетней Алевтины Волковой. Село это находится недалеко от города Архангельска, в нём протекает река, есть маленькая роща, в которой всегда приятно укрыться от знойного солнца. Есть в этом селе и одна девочка, о которой пойдёт речь.
Деревня Тямле Чишма расположена в живописнейшем месте природы. Когда-то здесь насчитывалось около 30 хозяйств, в фермах содержались свиньи, коровы, лошади. После объединения колхозов фермы закрылись и большинство сельчан остались без работы. Многие сельские жители были вынуждены покинуть родные места и отправиться в поисках работы в чужие края. Заброшенные участки и полуразрушенные дома… Деревне грозило полное исчезновение, она могла остаться только в народной памяти. К счастью, прожившие всю жизнь в городе, воспитавшие детей супруги Роза и Нурулла Гайфутдиновы, вернулись сюда 17 лет назад. В настоящее время хозяйка в основном проживает в Казани, а вот глава семейства круглый год живет в деревне один. На днях мы побывали у Нуруллы абыя и справились о его делах.
Материал о матери, которая воспитывает приемных детей. К своим родным дочке и сыну она взяла на воспитание четырех детей. Затем — еще еще троих. Даже после смерти главы семейства она никому не отдала детей.
Мы приехали искать причины вымирания народа, а нашли живую культуру.
Юлия Гаврилова — обычная девочка из села Кинель-Черкассы Самарской области. Любовь к музыке творит чудеса: за плечами юной исполнительницы 31 гран-при международных конкурсов, а ей всего 14 лет. Еще будучи совсем маленькой, она пошла по стопам своего деда. С тех пор Юля и сцена неразлучны.
«Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и мое отношение к ней».