#ОТКРЫВАЯ РОССИЮ #ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
На северо-востоке Кировской области, в глубине Верхнекамского района стоит посёлок Лесной, именуемый сердцем Вятлага. В прошлом веке здесь находился один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в системе ГУЛАГ, а сейчас действует колония строгого режима – ИК-27. Мы побывали в Лесном и узнали, как живёт посёлок в наше время.
Автор: Наталья Трубина
г. Киров
Лесной встретил нас солнцем и морозом, щёки щипало как в -20. На центральной площади у добротного Дома культуры играла классическая музыка. Вкупе с деревянными административными постройками в европейском стиле и заброшенным советским универмагом это создавало несвойственную для обыденности атмосферу.
Заведующая сектором по работе с детьми местного Дома культуры, 32-летняя Анна-Алиса Ипатова, погрузила нас в историю посёлка, которую она с руки своей мамы (бывшего директора учреждения) собирает буквально по крупицам. Девушка создала музейную комнату, где выставила сохранившиеся архивные фотографии, предметы и печатные материалы.
Поделиться фото
– История Лесного началась в 1938 году, – рассказала Анна-Алиса. – Она отнюдь не радужна. Посёлок изначально назывался Соцгородком. Он создавался, чтобы людям было плохо. Заключённые строили железную дорогу, валили лес даже в страшный мороз. К началу 1940 года Вятлаг насчитывал более 20 тысяч человек. Половину из них составляла интеллигенция – политзаключённые, которые входили в труппу местного музыкально-драматического театра, прозванного в народе крепостным. Он был отдушиной для людей в то непростое время.
Анна-Алиса провела в Лесном большую часть своей жизни. После окончания школы училась и работала в Кирове, но вернулась обратно в посёлок. Сейчас помимо работы в Доме культуры она увлекается фотографией.
– В городе я постоянно будто бы в напряжении, жду подвоха. В Лесном же чувствую полнейшую свободу, – призналась собеседница. – Здесь не страшно, несмотря на близость к колонии. Я могу гулять ночью и видеть звёзды. Как вы живёте в городах без этого? Там же ничего не видно. Мне нравится сама концепция отрешённости, чистота воздуха, безопасность. Удивительно, но Лесной в начале своей истории забирал у людей свободу, чтобы потом её дарить…
Поделиться фото
Поделиться фото
Поделиться фото
Шесть раз в неделю в Доме культуры для жителей Лесного проводит йогу 38-летняя Мария Клаусеггер. На занятия к девушке ходит около 20 человек. Восемь лет назад Мария вернулась в родные края из Америки, где прожила 10 лет. Сейчас, кроме йоги, она обучает детей английскому языку на дому. В свободное время катается на лыжах, а летом ходит в лес за грибами и ягодами. У девушки три собаки, которых она взяла с улицы. С ними она гуляет каждый день.
– Я родилась и выросла в Лесном. После школы училась на переводчика и уехала в США по программе студенческого обмена Work and Travel. Работала официантом в детском лагере в штате Висконсин. Затем вышла замуж и переехала в Милуоки, где училась на переводчика и факультативно изучала африканские танцы. Потом я уехала в Нью-Йорк на пять лет, работала в ресторане, – рассказала Мария.
Поделиться фото
По её словам, путешествовать по Америке особо не получалось – основное время занимала работа. В свой отпуск девушка приезжала в Киров.
– Моя мама звала меня домой, и когда в один из отпусков я приехала в Лесной на два дня, то решила остаться. Сейчас веду йогу, слушаю подкасты на английском, чтобы потом обсуждать их с детьми, и мне это нравится. Это можно считать работой? Одна моя знакомая сказала: «Это называется жизнь», – улыбнулась Мария.
Сейчас численность Лесного – около 1,5 тыс. человек. В посёлке недавно отремонтировали школу, сейчас там учатся 160 детей, работают 15 учителей (часть преподавателей приезжает из соседних посёлков), есть трёхэтажная музыкальная школа. В Лесном работает больница ФСИН, есть стоматолог и медсестра. Другие врачи, в том числе детский, приезжают из соседних посёлков. Скорая помощь базируется в Созимском.
Заброшенные здания и дома в Лесном соседствуют с жилыми – частными, кирпичными четырёхэтажками и деревянными бараками. Мимо последних мы прошли до ИК-27, которая находится в 2-3 км от центра посёлка. Этот район называют Комендантским.
На территории колонии – пункт приёма и переработки древесины. Колючая проволока протянулась почти до самого леса. На железной вышке надпись: «Добросовестный труд – путь к условно-досрочному освобождению»…
Поделиться фото
Местные жители поговаривают о закрытии колонии и, как следствие, самого посёлка – 90% населения так или иначе связаны с работой в ней. В свою очередь в УФСИН информацию о закрытии колонии «Источнику» категорически опровергли.
Заведующая Лесным территориальным отделом администрации Верхнекамского муниципального округа Любовь Доготарь рассказала, что люди здесь не падают духом.
– У нас есть каток, стадион с новыми тренажёрами. В июне традиционно отмечаем День посёлка, – отметила Любовь Афанасьевна. – Жители работают в колонии, школе, детском саду. Губернатор Александр Соколов обещал до 2027 года сделать дорогу до Лесного. 11 км от Кирса (столицы Верхнекамского района – прим.авт.) уже сделали. Мы не отчаиваемся, живём, катаемся на лыжах…
Поделиться фото
Фото автора и Алёны Пасютиной
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.
Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.
Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.
«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.
Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.