К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#КУЛЬТУРА #ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

С Богом в сердце

История жителей села Иванисово

Автор: Евгений Голубев
г. Переславль-Залесский

Когда мы говорим о вере в Бога в советское время, то обычно вспоминаем, что это были годы безбожников, которые совершали гонения на церковь, оскверняли святыни, разрушали храмы, арестовывали и расстреливали священников. Государство пропагандировало коммунистическую идеологию – об этом знают все, и, когда некоторое время назад я занялся изучением истории жизни семей из родного села Иванисово Переславского района, тем удивительнее для меня было, что здесь в российской глубинке вера в Бога никогда не исчезала. И некоторыми такими историями захотелось поделиться.

Небольшое старинное русское село, известное с первой половины XVII века, находится в двенадцати километрах от Переславля-Залесского в стороне от дороги на посёлок Берендеево. Оно располагается на возвышенности, и колокольню церкви Покрова Пресвятой Богородицы, стоящую в самом центре села, видно издалека.

Первое упоминание Иванисова в документах датируется 1628 – 1629 годами, и уже в то время здесь стояла деревянная церковь во имя святого Дмитрия Солунского. В сентябре 1808 года постоянно проживающий в Иванисове помещик, поручик Марк Степанович Хметевский, договорился о строительстве каменной церкви с колокольней. Храм освятили в 1820 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии за 1895 год сообщает нам, что утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь села была снабжена вполне достаточно; украшения же на святых иконах и церковная ризница могли быть названы, особенно для сельской церкви, богатыми. А с установлением советской власти храм Покрова Пресвятой Богородицы разделил трагическую участь тысяч других российских церквей: закрыт, предположительно, в конце 1930-х годов, последний постоянный сельский священник Александр Федорович Добровольский арестован и осужден на десять лет. В 1936 – 1937 годах священником в Иванисове служил Василий Фомич Полюхович – арестован в 1946 году и приговорен к восьми годам лишения свободы. В 1957 году алтарную часть церкви разобрали на фундамент коровника, который построили в Иванисове как часть нового скотного двора.

Перед своим арестом отец Василий оставил ключи от храма жителю села Василию Акимовичу Голубеву, чтобы он открывал храм для всех желающих помолиться. И он открывал, и люди молились. Одно время даже сам стал проводить богослужения, этим с радостью поделился со священником, которого встретил в Переславле, но тот ответил, что служить Василию не положено. Про Василия Акимовича вспоминают, что он был невысокий, с бородкой, ходил в сапогах и косоворотке либо в сюртуке, на голове картуз. Он был участником Первой мировой войны, имел ранение, а во время Великой Отечественной писал в письме из Иванисова сыну на фронт об эвакуированных в село: «Спят у нас в доме на полу, кормим, будем помогать всем, чем только можем». В ответном письме сын передавал благодарность за это от своего командира. Василий Акимович и его жена Марья Парфеньевна были набожные – перед принятием пищи молились, соблюдали посты, пешком ходили в село Красное на службу, а на православные праздники пекли пряники и угощали ими сельских ребятишек. До закрытия храма Василий занимался в нем хозяйственными делами. После закрытия и до момента разрушения алтарной части стараниями Василия Акимовича и жителей храм поддерживался в чистоте: по очереди топили печь, мыли полы. После смерти жены он решил отдать дом снохе Татьяне, а сам переехал к дочери в Красное, но по родному селу сильно скучал, часто сюда приходил и здесь же был похоронен.

В шестидесятые-семидесятые годы в Иванисово, в дом родственников своей жены, приезжал из Москвы на всё лето Сергей Иванович Ерохин. Всегда чисто выбритый, Сергей Иванович любил носить белую рубашку и пиджак, выглядел интеллигентно. В селе его звали поп Сергей. Когда случались похороны, он, не будучи священником, читал по усопшему полагающиеся молитвы, по собственной инициативе содержал всё сельское кладбище в надлежащем порядке: красил забор, косил траву.

Незаметно в Иванисове проходили коммунистические праздники 1 Мая, 7 Ноября – они отмечались в Берендееве демонстрациями. Так же тихо отмечался Новый год, который встречали дома, по-семейному. Мои дедушка и бабушка даже ёлку ставили не всегда. Самый любимый праздник в советский годы для каждой семьи – это Троицын день. Обычно его отмечали накануне в субботу вечером: в каждый дом приезжа­ли гости, часто заказывали ряпушку у переславских рыбаков. На улице возле до­мов играли гармонисты и плясали жители. А на следующий день, в воскресенье, шли на клад­бище помянуть почивших родственников.

Иконы были в каждом доме. Моя прабабушка Евгения на Великую Отечественную войну проводила мужа и двоих сыновей – Василия и Николая. Когда призвали Николая, моего деда, она пошла в Загорск в Троице-Сергиеву Лавру и там на рынке купила икону Николая Чудотворца, на протяжении войны молилась у этой иконы. Все вернулись домой живыми.

Другая моя прабабушка Анастасия Александровна Лазарева проводила на фронт мужа, моего прадеда, Ивана, которого призвали в первые же дни войны. Анастасия пешком ходила в Берендеево провожать его, будучи беременной. Их дочь Галя родилась через месяц в июле 1941 года. В военные годы Анастасие и её детям приходилось очень тяжело. Однажды она была вынуждена своими руками зарезать лошадь. За это получила зерно, могла бы и мяса отрезать для своих детей, но не взяла и до конца жизни считала, что совершила грех. Сильно переживала за Ивана, ведь с самого начала войны не получила от него ни одного письма, думала, что погиб, а Иван попал в плен и домой вернулся только в 1946 году. Спустя несколько десятилетий он погибнет от удара молнии в поле, спасая сено от дождя. В некоторых ситуациях решение приходилось принимать в доли секунды, и от этого решения зависела своя собственная жизнь и жизнь других. Известно о таком случае, произошедшем в селе: кто-то из жителей украл зерно в колхозе. Пошли по домам с проверкой, в которой Анастасия принимала участие. И вот в одном из домов она обнаружила на печке украденное зерно. Но когда спросили, что видела, ответила, пожалев односельчанку: «Там ничего нет». В том доме у матери была куча ребятишек. Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей! А ведь у самой Анастасии на тот момент было четверо детей на руках, которым приходилось ходить по деревням и просить милостыню. А если бы ее перепроверили?

Примером милосердия является и поступок сельчанина Сергея Акимовича Голубева. До начала Великой Отечественной войны он работал в Иванисове председателем колхоза и в голодный год распорядился выдать жителям зерно из хранилища, чтобы они прокормили свои семьи. За это год отбывал наказание и как осуждённый был отправлен на фронт в штрафбатальон. Поскольку преступление совершил не уголовное, служил при штабе, и его служба состояла в доставке донесений. Моя мама вспоминает, что Сергей Акимович был набожный. Однажды она, приехав на каникулы в Иванисово, услышала, как в доме в чулане кто-то разговаривает. Открыла дверь, а там дедушка Сергей сидел напротив иконы и что-то говорил. На вопрос внучки: «Дедушка, а с кем ты говоришь?» – он отвечал: «С Богом разговариваю».

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Поделиться фото


История жизни сельчан Василия Дмитриевича Лазарева и его жены Софьи Ивановны – это история безграничной любви и верности, жизни по заповедям Иисуса Христа. Дружили они ещё до начала Великой Отечественной, но в один миг мечты о будущем разрушила война. В 1942-м – начале 1943-го года Василий воевал на Калининском фронте наводчиком орудия, добровольцем ушла на фронт Соня. Василия в звании младшего лейтенанта и должности командира огневого взвода направили на Ленинградский фронт, там в бою он подорвался на мине: потерял глаз и обе ноги. В госпитале охватило отчаяние – беспомощный инвалид в 22 года. Василий перестал писать Соне: зачем ломать судьбу дорогого человека? Она сама узнала через родственников все подробности и отправила Василию письмо: “Вася, наконец-то я узнала твой адрес. Мне всё о тебе известно, но, не взирая ни на что, моя любовь стала только крепче”. Соня приехала навестить в госпиталь, не испугалась, не отшатнулась: жив, значит, все будет прекрасно. В 47-м сыграли свадьбу. Окружающие жалели молодую симпатичную Софью, а она отвечала: “Хорошо жить будем!” По хозяйству вставала до рассвета, спать ложилась за полночь, хлопот невпроворот, двор полный скотины. Василий работал счетоводом в колхозной конторе: в студеные зимы с окончанием рабочего дня Софья брала сани и шла в контору за мужем. Родились прекрасные дети – дочь Таня, сын Боря. Борис стал офицером, Татьяна работала технологом на заводе, появились внуки.

Власова Софья Ивановна.

Поделиться фото


В конце шестидесятых годов советская власть решила, что колокольню в Иванисове необходимо взорвать. С этой целью у западной стены делали подкопы, которые по ночам закапывали иванисовские женщины. Жительница села Пелагея Леонидовна Лазарева ходила в село Ефимьево и требовала у председателя колхоза сохранить колокольню. В результате, от планов уничтожения отказались. Так в сохранился православный храм, памятник архитектуры, украшающий село. Жители вспоминают Пелагею Леонидовну, как труженицу в колхозе, часто её видели в селе, бегущей босиком с граблями. Проживала она с Лазаревым Василием Александровичем, который был ее вторым мужем, первый муж умер рано. От первого брака у Пелагеи Леонидовны родились сын и дочь. У Василия Александровича от первого брака было трое детей, его первая жена тоже рано умерла. И один ребёнок у Пелагеи и Василия был общий – вместе они вырастили шестерых детей.

Жительницы села Иванисово. В первом ряду справа Лазарева Пелагея Леонидовна.

Поделиться фото


Наши бабушки и дедушки покоятся сейчас на сельском кладбище. Все они ждали, что снова возобновятся службы, и будет возможность молиться в церкви. В 2020 году по благословению епископа Переславского и Угличского Феоктиста храм Покрова Пресвятой Богородицы стал подворьем церкви Сорока мучеников Севастийских города Переславля. В 2021 году на территории храма Покрова Пресвятой Богородицы с Божьей помощью и силами настоятеля протоиерея Иоанна Герасимова при материальной поддержке Владимира Сергеевича Кременицкого и прихожан церкви Сорока мучеников построена церковь Двенадцати Апостолов Христовых. Впервые, после почти ста лет запустения, зазвенел колокол на колокольне, проведены церковные службы, состоялось первое таинство венчания.

Конечно, хочется, чтобы в память о жителях Иванисова привели в порядок колокольню. Это наша земля, каждый ее кусочек здесь свой и любим. Это то, что и называется Родиной, даже не с маленькой, а с большой буквы. А любовь к своей земле неразрывно связана с памятью о прошлом, с уважением предков, неотделима от церкви и молитвы.

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.