#ПРОФЕССИОНАЛЫ #СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
У берега Каспия под Махачкалой шесть лет назад появилась верблюжья ферма. Следит за хозяйством в 130 бактрианов и дромадеров Виктор Говоров. Фермер влюблен в свое дело и в каждого верблюда. Когда я приехала за репортажем на ферму, поразилась тому, как Виктор в непростых условиях содержит такое большое хозяйство один, и насколько он болеет своим делом. Сегодня его ферма - одна из самых крупный дойных верблюжьих ферм в России.
Автор: Хатима Нисредова
г. Махачкала
В поселке Сулак, где раскинулось хозяйство, Виктора Говорова знает едва ли не каждый житель. С первыми лучами солнца у фермы выстраивается очередь: люди приходят к утренней дойке, чтобы успеть приобрести парное молоко. Кто-то пьет на месте, кто-то уносит с собой. Пробуют из любопытства или же – в лечебных целях. Верблюжье молоко и шубат – кисломолочный напиток, готовящийся из него, – полезно пить при псориазе, сахарном диабете, авитаминозах, хроническом гастрите и колите.
– На вкус верблюжье молоко напоминает коровье, но намного слаще и полезнее, говорит фермер. Портится гораздо медленнее, поскольку содержит природный антибиотик. В нем огромное количество иммуностимулирующих веществ, - комментирует Виктор.
Особую ценность напиток обретает еще и потому, что животные круглый год на вольном выпасе. Так, верблюдами, неторопливо гуляющими по берегу, греющимися в лучах солнца и плескающимися в волнах Каспия – может любоваться каждый, кто приедет в поселок. Корабли пустыни любят пить морскую воду, охлаждаться в ней и питаться грубыми растениями.
Идею верблюжьих ферм Виктор Говоров подсмотрел в Египте и Казахстане. И открыл свою именно в Сулаке. Прежде чем поселок стал пристанищем верблюдов, фермер объездил Дагестан: внимательно изучал местность, природную ценность и возможность кормить животных натуральными продуктами. Сулак подошел идеально.
– Это место для верблюдов райское, – окидывая взглядом просторы, признается фермер Виктор. – Здесь растут все ценные корма - саксаул, горькая полынь, верблюжья колючка, расторопша, подорожник.
Первых верблюдов Виктор привез из Казахстана. После – приобретал животных в Калмыкии, Астрахани, Чеченской республике. Сегодня в хозяйстве более 130 верблюдов и их детенышей. Пока родители разгуливают по берегу, верблюжата остаются на территории фермы. Они игривые, любопытные, со здоровым аппетитом. Рацион питания верблюжат фермер Говоров старается разнообразить. На завтрак материнское молоко, на обед – полезные крупы. Обычно это смесь из ячменя, пшеницы, кукурузы и семечек.
Виктор обращается к верблюжатам по-отцовски «дети мои», ласково говорит фермер и с их мамами. К каждому животному обращаясь по имени, а рождаются эти имена сами собой.
- У меня есть огромная верблюдица, примерно больше тонны весит, я смотрю – она гордая такая, решил назвать ее Авророй. Есть Герда. Самец Цезарь – величественный, - делиться своими наблюдениями Виктор.
Тут же рядом - нежная Рябинка, белая Белла, пушистая Снежинка, ласковая Настя, красивая Венера, добрая Милки. У каждой свой - характер, нрав и имя.
– Нельзя сказать: «Эй, верблюд, иди сюда!» Надо обратиться по имени. Вот я зову «Белла, идем доиться», и она подходит. Каждая знает свое имя. Больше того скажу: каждый верблюжонок знает имя его мамы. Произносишь – и малыш быстрее мамы реагирует.
Ферма в Сулаке появилась не за один день. Процесс занял немало времени: арендовать территорию, отстроить денники, стойла, провести необходимые коммуникации. Здесь же Виктор обустроил кабинеты для ветеринара, для приема посетителей и для себя. Во дворе у фермера живут три собаки – они присматривают за порядком и не позволят незнакомцу вольно расхаживать по двору.
Территория вокруг хозяйства постепенно расширяется. Все просто – спрос рождает предложение. За молоком на ферму приезжают люди из разных городов и районов Дагестана, были гости из Чеченской Республики, Санкт-Петербурга, с Камчатки и даже из Австрии.
– Когда люди стали узнавать о моей ферме – желающих приобрести верблюжье молоко стало появляться все больше и больше. Некоторые останавливались и снимали жилье неподалёку. Я решил, что нужно найти решение – отстроил комнаты рядом с фермой, – рассказывает хозяин.
Верблюды Виктора ласковые и отзывчивые, а еще очень обидчивые и избирательные: не каждому разрешат себя доить. Виктор для этих красавцев - кормилец, ветеринар и лучший друг. За большим хозяйством присматривает один. Признается: очень хотел бы иметь рядом помощника, но верблюды уже никого к себе не подпускают, кроме Виктора.
– Они привязываются к своим сородичам и тяжело переносят разлуку. Как-то привезли верблюда из Калмыкии. Так вот он встал в углу и плакал. Успокаивал его неделю. Обращался ласково, гладил, утешал. Они наивные, на доброе слово откликаются. Постепенно новичок привык к этому месту.
Утро каждого дня в верблюжьей долине начинается одинаково. Подъем на рассвете, дойка, прогулка к берегу.
– Если хочешь получить молоко, нужно верблюдицу приучать. Нельзя на них кричать, ругать, и уж точно нельзя бить. Сначала животное дикое, если задумаешь подоить такую матку – плюнет, ударит, выбьет ведро. Перед началом называю самку по имени, разговариваю с ней спокойно и ласково. Сейчас я просто захожу в стойло и говорю: «Феррари, идем доится», она слушается, - рассказывает Виктор.
Верблюд – животное дикое. Если хочешь его приручить, надо быть готовым к травмам, делиться Виктор. У хозяина фермы были вывихи пальцев рук, ушибы ног и даже выбитый зуб. Но если удастся их приручить – это на всю жизнь.
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.
Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.
Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.
«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.
Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.