#ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Николая Коськина в течении всей жизни и на работе, и за досугом сопровождает звук любимой гармони. Переехав из Тулы в деревенский дом, он собрал целую коллекцию инструментов. Некоторые из них сделаны для него вручную.
- Вы любите русскую гармонь? Только послушайте! – растягивает дорогую сердцу хромку Николай Дмитриевич Коськин. Секунда, и пальцы бегут по грифу в своем, особенном танце. Кажется, что за столько лет они уже и сами научились танцевать цыганочку, мелодичный ритм которой с безупречной точностью исходит толи от гармони, толи напрямую из души гармониста.
Николай Дмитриевич – коренной доробинец. Родился здесь уже в послевоенные годы, в семье людей сельских, с рождения привыкших к тяжелому труду. Рос обычным мальчишкой, старшим среди троих детей. Обычным, да не совсем: с детства была у Николая особая, гипнотическая страсть. А гипнотизировала парня игра русской гармошки: - Я всегда удивлялся: только заслышав мелодию гармони, люди замирали. Прислушиваясь к звукам, они приостанавливали свои дела и сами того не замечая подчинялись ритму музыки. Гармошка всегда сопровождала людей и в работе, и за досугом. А гармонист – это и вовсе первый парень на деревне! – смеется Николай Дмитриевич.
Гармошка говорила с людьми на вполне понятном языке – языке русской души. Этот язык совсем скоро выучил и Коськин: - Мы в Доробино были два друга – два Николая – я и Никишин. И десяти лет нам еще не сравнялось, как начали бегать к деревенским гармонистам Петру Борисовичу Васильеву и Николаю Прокофьевичу Жилкину. Каждый из них со своей манерой игры, со своим стилем.
Поделиться фото
И 10-летний Николай влюбился. На всю жизнь он страстно заболел игрой на незатейливом, таком родном музыкальном инструменте. - Я никогда не учился нотам, музыкальной грамоте. А если и получается что-то играть на гармони, - скромничает Николай Дмитриевич, - то все это подобрано на слух. Первую гармонь мне, десятилетнему мальчишке, купил отец. И тогда, и сейчас этот инструмент стоил немалых денег. А я и сегодня помню ее запах, ее звучание…
После школы и шоферского училища Николая призвали в авиационные войска. Мысли в голове так и рисуют картинку, где Николай – главный герой армейской художественной самодеятельности с тульской гармонью наперевес. Однако на это время о музыке было забыто. Были дела посерьезней и после армии. Устроился шофером на железнодорожный вокзал в Туле, создал семью. Теперь руки надежно держали руль автомобиля, а сердце продолжало тянуться к мехам гармони.
Я никогда не учился нотам, музыкальной грамоте. А если и получается что-то играть на гармони, то все это подобрано на слух.
Хорошая гармонь в начале 70-х стоила не меньше полутора тысяч рублей. И это при зарплатах в 100-150. Коськин новую гармошку себе все-таки купил – без музыки, как без воздуха, обходиться было невозможно. И тульская «Любительская» подарила ему особую жизнь. Он вспоминает приезд в Тулу Геннадия Заволокина и его программы «Играй, гармонь», где за виртуозную, без единой ошибки, игру, Николай Дмитриевич со своим другом, Иваном Костиным, были удостоены звания лучших гармонистов-любителей Тульской области.
Поделиться фото
Главным конструктор Тульской гармонной фабрики «Мелодия» Юрием Моторным изготовил для Николая гармонь вручную.
- Не один, а два инструмента у меня от Моториных. Да вы послушайте, послушайте! Она сама играет! К ней никакое умение не нужно – хороший инструмент он все сам сделает! – и уже «Рябина кудрявая» выходит из-под пальцев Николая, а на корпусе гармони блестит бесценная гравировка: «На память Коськину Н. от братьев Моториных. 1991 год».
Одну за другой берет в свои крепкие руки Коськин гармони. И, оживая под его пальцами, каждая из них подает свой голос. Сколько же у вас их, Николай Дмитриевич? - Было семь, раздарил все. Себе оставил только самые любимые, «моторинские». Они для меня бесценны, и дело тут вовсе не в деньгах.
Да вы послушайте, послушайте! Она сама играет! К ней никакое умение не нужно – хороший инструмент он все сам сделает!
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.
Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.
Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.
«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.
Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.