#ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
15 500 рублей. 1300 гривен. 12 000 рублей. Ты сможешь прожить на эти деньги целый месяц? А они могут. Знают, где самые дешевые макароны, умеют покупать обувь за 300 рублей и носить ее словно хрустальные туфельки.
Так исторически сложилось, что я всегда много общалась с пожилыми людьми. Жила у бабушки с дедушкой, знала все о бабушкиных подругах. Но это были только рассказы. Слова, фразы, стандартный перечень старческих невзгод. Намного страшнее заглянуть этим людям в глаза и начать им задавать вопросы. Почему-то становится очень стыдно за то, что в холодильнике у тебя лежит шоколадка, а вчера ты испачкала малиной футболку за 600 рублей и тут же ее выкинула.
Бабушка Валя стояла на одной из центральных улиц Краснодара с цветами возле супермаркета. Держала маленькие, как и она, белые букеты цветов. Я остановилась, мы разговорились. Она живет в пригороде Краснодара. Несколько раз в неделю ездит из пригорода (30 км до города) продавать букеты. Говорит, что раньше их покупали лучше, а теперь люди мимо проходят, у них денег нет.
Была на Целине, поэтому у меня пенсия хорошая 15 500 рублей. Плюс еще огород есть, поэтому можно выжить, выращивать что-то свое. Да и стараюсь быть довольной тем, что есть, жить с добром и дарить добро окружающим.
Продавать цветы ей не стыдно, она старается делать их с любовью. Разве что расстраивает дорога, около 200 рублей приходится тратить в оба конца. Берет 20 букетиков, продает по 100 рублей, получается хорошая прибавка к пенсии. Деньги она отдает внуку, который за 16 000 рублей трудится инженером, а у него семья. Самой бабушке давно пора делать зубы, сердце барахлит, но деньги на себя она почти не тратит.
Цветы хорошо в праздники берут. Вот я продавала цикломены по 30 рублей, а купила одна у меня несколько букетов, через три шага стала продавать по 50. Все крутятся как могут.
Пожилая женщина работает в маленьком частном отеле по ночам. Следит за порядком, встречает загулявших посетителей пустым взглядом давно закончившей жить женщины.Номер в частном отеле стоит от 350 до 500 гривен в сутки. Условия средние: приличный ремонт, недорогие мебель и сантехника, более-менее приличного качества. Работа здесь — дополнительный доход, ведь раз в месяц Татьяна получает пенсию 1300 гривен. В этом отеле она могла бы остаться за свои деньги всего на 2,5 ночи в стандартном номере с большой кроватью и душевой кабинкой.Живет с детьми, иначе не справится. Так выживают многие ее знакомые пенсионеры. Делят коммунальные услуги на всех, питаются все вместе, как-то держатся из месяца в месяц.
Если бы я жила одна, давно умерла бы с голоду. Мои расходы превышают доходы, хотя я красную икру не помню, когда ела в последний раз, не шикую.
Она с опаской поглядывает на телевизор. Идет вечерняя сводка новостей, показывают депутатов Верховной Рады. Татьяна говорит, что ждет новостей про медицинское обслуживание. Депутаты приняли в первом чтении законопроект, по которому бесплатного лечения больше не будет. Только за деньги.
Мать ее невестки перебралась в Испанию и оттуда шлет много вещей. Поэтому на одежде для взрослых и внучки Татьяны удается экономить. С едой хуже. Пенсионерка говорит, что покупаешь хлеб, сахар, масло — вот тебе и нет 70 гривен. Это 18 таких походов за продуктами в месяц. Но кроме масла, хлеба и сахара хочется овощей, фруктов и иногда мяса.
Приезжала к нам в отель американка, заказала еду в номер, отдала шесть евро и говорит, ой как у вас дешево, как дешево. А я смотрю на нее и думаю, да моя семья на такие деньги два дня прожить может, а не просто пообедать…
Екатерина Николаевна не экономит на еде, она просто ничего не выбрасывает. Пенсионерка хорошо помнит годы войны в блокадном Ленинграде, когда была маленькой девочкой. Она живет одна, еда может лежать у нее в холодильнике несколько дней. Вещи почти не покупает. Если узнает, что где-то есть распродажа, идет туда.Хвастается очень удобными балетками, на которые потратила 300 рублей. Носит их аккуратно, чтобы хватило на как можно больший срок.
У меня пенсия чуть больше 12 тысяч. Я считаю, что это не так мало. У подруги вот 9 тысяч, хотя она более 40 лет проработала медсестрой.
За коммунальные услуги пенсионерка отдает примерно 3 000 рублей, в трехкомнатной квартире меньше не получается. Еду покупает в нескольких магазинах, которые хорошо знает. В одном можно сэкономить на молочной продукции, в другом – на конфетах. Львиная доля денег уходит на лекарства. Екатерина Николаевна пережила инфаркт.
Хорошо, хоть у меня дети и внуки более-менее нормально устроились, мне помогают. А вот подруга моя одна, нет никого у нее, перебивается с хлеба на воду, чтобы оплатить квартиру и лекарства, фрукты позволяет себе по графику, у нее же пенсия тоже 9 000 и военного мужа нет.
Все эти пожилые женщины живут в разных частях когда-то одной большой страны. У каждой своя история, но общее одно – им нужно выжить в суровой капиталистической реальности. Никаких круизов с престарелыми миллионерами, поездок по миру, счастливой старости. Только борьба за выживание.
На сайте Пенсионного фонда России есть калькулятор. Я ввела приблизительные параметры моей нынешней и будущей жизни: зарплату, стаж. Меня ждет пенсия 12 162 рубля. Сейчас я трачу на себя и дочь около 50 тысяч в месяц, причем наш образ жизни можно назвать скромным. Как можно жить на 12 тысяч – загадка для меня. Но думать об этом я не хочу. Хотя бы лет до 50. Слишком печальная перспектива.
Может быть поэтому мы отмахиваемся от проблем стариков и отводим взгляд, когда видим бабушку с цветами у пешеходного перехода? Ведь мы смотрим на самих себя в будущем.
Поделиться фото
Материал на сайте "Примечания. Жизнь Севастополя и Крыма"
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
Юлия Черемная расскажет о замечательном крае Архангельской области, а именно в селе Красноборск и о её жительнице, восьмилетней Алевтины Волковой. Село это находится недалеко от города Архангельска, в нём протекает река, есть маленькая роща, в которой всегда приятно укрыться от знойного солнца. Есть в этом селе и одна девочка, о которой пойдёт речь.
Деревня Тямле Чишма расположена в живописнейшем месте природы. Когда-то здесь насчитывалось около 30 хозяйств, в фермах содержались свиньи, коровы, лошади. После объединения колхозов фермы закрылись и большинство сельчан остались без работы. Многие сельские жители были вынуждены покинуть родные места и отправиться в поисках работы в чужие края. Заброшенные участки и полуразрушенные дома… Деревне грозило полное исчезновение, она могла остаться только в народной памяти. К счастью, прожившие всю жизнь в городе, воспитавшие детей супруги Роза и Нурулла Гайфутдиновы, вернулись сюда 17 лет назад. В настоящее время хозяйка в основном проживает в Казани, а вот глава семейства круглый год живет в деревне один. На днях мы побывали у Нуруллы абыя и справились о его делах.
Материал о матери, которая воспитывает приемных детей. К своим родным дочке и сыну она взяла на воспитание четырех детей. Затем — еще еще троих. Даже после смерти главы семейства она никому не отдала детей.
Мы приехали искать причины вымирания народа, а нашли живую культуру.
Юлия Гаврилова — обычная девочка из села Кинель-Черкассы Самарской области. Любовь к музыке творит чудеса: за плечами юной исполнительницы 31 гран-при международных конкурсов, а ей всего 14 лет. Еще будучи совсем маленькой, она пошла по стопам своего деда. С тех пор Юля и сцена неразлучны.
«Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и мое отношение к ней».