К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#ПРОФЕССИОНАЛЫ #СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

«Порой работаем как снайперы» – репортаж из мастерской омского костореза

Автор: Нелли Саитова
г. Омск

Михаил Пешкин специализируется на нетрадиционных мотивах в работе по кости. Он входит в третье поколение косторезов в Омске. Обычно этим ремеслом в России занимаются народы северных регионов, но полвека назад такие мастера появились и в нашем городе.

Нелли Саитова

г. Омск

–  Художественная обработка кости пришла в Омск из Тобольска. – рассказывает Михаил. - Когда в нашем городе застраивался фонд, где мы сейчас находимся, концепция была такая, что надо собрать все виды ремёсел: мастерские живописцев, ювелиров, скульпторов, резчиков по дереву, металл-обработчиков. Ну вот и косторезов тоже. А где их взять? Ближайшие косторезы у нас в Тобольске. Оттуда и привезли их группу. Им дали квартиры и мастерские. Они бесплатно получили инструменты и оборудование. Только идите к нам и работайте! Вот так косторезам дали росток в Омске в 50-х годах. Сейчас их уже не осталось в живых.

С одним из первых мастеров Омска, Александром Павловичем Синицких, я был знаком. Мы вместе ездили в экспедиции по северу Омской области. Он прожил долгую жизнь, и до глубокой старости занимался ремеслом У его старшего брата – заслуженного художника РСФСР Синицких Виктора Степановича – развилась болезнь Паркинсона, тряслись руки. Но дрожащей рукой он брал инструмент и работал, нормально держал. Потом клал его - и рука снова дрожала. Врачи не могли это объяснить. Представляете?

Как пафосно говорят, что хороший актёр должен умереть на сцене, так и косторез должен умереть за своим станком. – убеждён Михаил Пешкин.


В мастерской Михаила много оборудования для работы, но оно создано для ювелиров и стоматологов.

– Специального косторезного оборудования не существует. – пояснил он.

 

– Объясните, что такое нетрадиционные мотивы? Я так поняла, что традиционные — это сюжеты про мамонтов, про быт северных народов. А нетрадиционные про что?

– Я общался со своими коллегами, которые выросли в рамках традиции - в рамках тобольской школы. Их учили этой традиции. Они с детства работают в такой манере, подражают таким сюжетам, и даже не задумываются почему так. Даже если они создают какие-то новые работы, вот эта стилистика в них читается, она в них заложена словно на генетическом уровне. Они хранят и передают традицию.

В Омске же у третьего поколения косторезов основной традиции нет. Мы где-то подражаем кому-то, что-то придумываем сами. Мы не замкнуты в этой традиции. У нас нет сформировавшихся сюжетов, например, как северная тематика или шаманизм. Это очень интересная глубокая история, но у нас такого нет.

Михаил показал мне свои работы по кости из серии «Оригами»

– Бумага и кость близки по цвету. – считает Михаил. - И в этой работе он задался вопросами материальности. То есть чтобы кость смотрелась не костью, а бумагой. 

Работа «Сокол» посвящена лётчикам. Через лёгкий детский образ Михаил передал столь серьёзную профессию.

– Эта работа родилась спонтанно. – рассказывает он. Такую вещь именно в кости не встречал. Когда писал диссертацию в магистратуре про обработку кости, просматривал очень много работ и направлений – и ничего подобного не видел. Горжусь этой серией работ, потому что это придумал и родил я. Кто-то понимает такие работы, кто-то не понимает, для кого-то это просто самолёт. Но отклик у этой серии очень большой.

– Говорят, что кости мамонтов до сих пор можно найти и в Омской области. Однако есть информация, что качественный материал можно найти только на Крайнем Севере. Это правда?

– Да, это верно. Бивни мамонта – это полезное ископаемое биогенного происхождения. Как и у любого материала, у него есть сорта. Вот у бивня мамонта четыре сорта. И ещё есть как бы «пятый сорт» - щипа. Бивень как зуб. У него твёрдая эмаль снаружи и более мягкая пульпа внутри. Бивень тоже неоднородный. Сердечник бивня мягче, корка - твёрже.

Так как этот материал лежит в среде, то за 10-12 тысяч лет идёт процесс минерализации. Например, кости динозавров. Они уже камнем стали! Бивень камнем ещё не стал. Этот процесс идёт десятки тысяч лет. А костям динозавров уже миллионы лет. Получается, что там, где бивень находится в вечной мерзлоте, где всё застывшее - естественно, там сохранность лучше. На Крайнем Севере сохраняются коллекционные и сортовые бивни. Видите, тут на срезе как много всяких трещин? – Михаил показывает мне омский бивень

– А вот на сортовом бивне трещин нет. – объяснил косторез. - Он просто идеально ровный, без всяких трещинок.

Затем Михаил показал мне серию работ «Исполины Сибири», которая сделана только из омских костей:

Эти работы без краски и лака.

– А какая у вас была самая сложная работа? – напоследок поинтересовалась я.

– Одна женщина, которая занимается авторской куклой, заказала набор иголок из бивня мамонта. Она где-то услышала, что раньше пользовались такими иголками.

— Это была самая тонкая работа?

— Да. Порой косторезы работают, как снайперы. Я задерживал дыхание между ударами сердца, потому что у маленькой иголки ушко шириной 0,3 миллиметра, а всё нужно было сделать с одной попытки! Очень кропотливая работа…


ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

«Есть женщины в русских селеньях»: вдохновительница деревни

Днём Элеонора Веклич работает в городской школе, а вечером собирает деревенских ребят на репетицию.

Как добывают мед в Сибири: 70 лет с пчелами

В свои 83 года Алексей Михайлович все также трудится во благо мёда, обслуживает почти 20 ульев и ездит за рулем «буханки» в поля каждый день по 25 км туда, и обратно.

О дорогом педагоге

«Успех для учителя - оставить воспоминание о себе хотя бы у одного из ста учеников».

Молитвы бабушки Альфинур

В гостях у бабушки Альфинур.

Хранитель культуры и семейных ценностей

Библиотека — детище, а семья — память сердца.

«Я работаю мамой»: как устроена служба больничных нянь.

Непростая работа со слезами на глазах.