К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Лучший учитель ОБЖ Среднего Урала

Сергей Сомов из Екатеринбурга превращает гаджеты в учебное пособие, предлагает ученикам "похайповать", зашифровывает конспекты в URL-кодах. Мужчина-учитель, он пользуется большим авторитетом у ребят и своим примером повышает имидж профессии.

Собираясь на встречу с победителем областного конкурса "Лучший преподаватель-организатор ОБЖ" Сергеем Сомовым, я даже подумать не могла, что знание его предмета мне понадобится совсем скоро. К остановке подкатил троллейбус, из него вышла немолодая пассажирка. Точнее, упала плашмя на асфальт. Несколько секунд окружающие пребывали в растерянности, потом к пострадавшей подбежали кондуктор и водитель. Перевернули на спину, стали кричать: "Говорить можете? "Скорую" вызвать?"

- В таких случаях нельзя переворачивать человека - он может захлебнуться рвотными массами! - Сергей живо реагирует на мой рассказ. - Не хочу никого из педагогов обидеть, но без основ безопасности жизнедеятельности - никуда. Хотя, конечно, современный человек должен быть всесторонне развит, а у ОБЖ есть метапредметные связи со многими науками. К примеру, объяснить, как в организм проникает радиация, я могу, зная законы физики. При изучении травматизма вспоминаем строение костей - это биология. Проходим аварийный химически опасный объект - актуализируем знания по химии: как действует хлор, аммиак, ртуть.

НАТАЛИЯ ШВАБАУЭР,
Г. екатеринбург

Поделиться фото

Сергей - продолжатель педагогической династии: его прадед возглавлял школу в Подмосковье, бабушка всю жизнь проработала учителем начальных классов, мама ведет технологию, жена - русский, литературу и мировую художественную культуру. Школу № 132 на Химмаше окончил не только Сергей, но и его брат, тетя, дядя. Так что другого места работы он для себя не видит.

- Я счастливый человек: школа в 10 минутах ходьбы от дома, никогда не опаздываю, - шутит Сомов. - Конечно, бывает непросто, но дети очень много дают. Сюда я устроился на четверть ставки, обучаясь в Горном университете, помогал проводить внеклассные мероприятия. А вместе с дипломом получил деловое предложение от директора школы. Везде с гордостью говорю, что я преподаватель ОБЖ.

НАТАЛИЯ ШВАБАУЭР,
Г. екатеринбург

Поделиться фото

Мужчин в 132-й школе всего трое, авторитет их очень весом, и это видно по поведению ребят. Сергей приглашает нас на урок в 11-й класс. Тема - первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Никаких привычных "прочитайте в учебнике и запишите". Педагог делит старшеклассников на четыре группы. Парты сдвинули, сели, быстро согнули листок формата А4 пополам и разорвали. Четыре раза подряд. Итого, господа математики, сколько листочков на команду?- Много, - раздается юношеский басок. Ученики смеются.

Задание: перечислить условия, при которых можно получить травму. Каждый пишет и кладет листок на середину стола, проговаривая свою версию вслух.Темп урока очень быстрый, задания переходят от команды к команде по кругу, отсидеться за спинами товарищей не получится. За 40 минут успели вспомнить симптомы перелома, ушиба, растяжения, вывиха, наложили повязки и шины. Пациентом стал манекен Максим. Девочки оказались более отважными "медсестрами", а парни предпочли быть на подхвате.

НАТАЛИЯ ШВАБАУЭР,
Г. екатеринбург

Поделиться фото

В десятых-одиннадцатых классах полгода читаем мальчикам "Основы военной службы", девочкам - курс медицины. Так вот, последнее время они все чаще говорят: "Мы тоже хотим бегать, прыгать, стрелять!". На уроках ОБЖ дети сначала отшучиваются, а когда говоришь: "Представь, что это произошло с папой или мамой" - начинают внимательно слушать. Были случаи, когда ребята оказывали экстренную помощь одноклассникам, маленьким братьям и сестрам.Завершается занятие тоже необычно: ученики заходят на специальный сайт, вводят алгоритм оказания первой помощи при травмах. Потом через специальное приложение эта информация переводится в четыре QR-кода, их можно распечатать и вклеить в тетради. Перед экзаменом достаточно считать коды гаджетом - и конспект готов.

Через специальное приложение эта информация переводится в QR-коды, их можно распечатать и вклеить в тетради. Перед экзаменом достаточно считать коды гаджетом - и конспект готов.

На конкурсе у Сергея Сомова была очень необычная тема: "Кейс полезных привычек". По отзывам организаторов, ученики получили массу положительных эмоций. - Я заинтересовал их хайпом (англ. hype - навязчивая реклама, шумиха, ажиотаж. - Прим. ред.). Модное словечко в молодежной среде, поэтому дети быстро включились. Я предложил им подумать над современными вредными привычками и создать кейс профилактических мероприятий. Речь шла не только о курительных смесях. Так, ребята сами назвали "хайпом" подвернутые снизу узкие джинсы - ахиллесова пята очень уязвима к холоду, особенно у мальчиков. Застудишь ее - потом всю жизнь ноги будут болеть.

НАТАЛИЯ ШВАБАУЭР,
Г. екатеринбург

Поделиться фото

Надо поменять отношения общества к профессии учителя. Сегодня, если что-то плохое происходит: дети набедокурили, несчастный случай, - СМИ тут как тут. А приглашали мы журналистов рассказать о нашем ученике, двукратном чемпионе мира по рукопашному бою, хоть бы кто приехал. Человек, не имеющий отношения к системе образования, выводы о ней делает, черпая информацию из телепередач. По ТВ же, к сожалению, показывают один негатив. А нужно рассказывать о достижениях учеников, формировать позитивный имидж школы в современной среде. Страна должна знать своих героев. А может, в одной из малокомплектных школ растет новый Ломоносов?

Материал на сайте "Российская газета"

Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.