К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Кормление духов

Предназначение шамана — не дар. Это обязанность, отказаться от которой — значит навлечь на весь свой род несчастья. коренные жители Кузбасса раскрыли тайны древней религии

22 сентября — день осеннего равноденствия

Шаманы (по-тюркски камы) и местные жители-шорцы перемену погоды объясняют так: ду́хи предков дали возможность провести обряд при хорошей погоде. По тюркским поверьям, в это время природные и духовные сущности покидают Землю — к людям они спустятся только в марте.

Ольга Светлая
(г. Прокопьевск, Кемеровская область)

Поделиться фото

Шаман — это посредник между духовными сущностями и земными. Быть шаманом интересно в том смысле, что нет каких-то учебников или пособий, у каждого свой путь. Есть шаманы видящие — им проще, они видят, что им говорят духи

Ольга Светлая
(г. Прокопьевск, Кемеровская область)

Поделиться фото

Одна из первых, кто пришел на обряд — 27-летняя Валерия. Она — видящая. Правда, сама девушка называет себя не шаманкой, а «человеком со Знанием». Но признаётся: может предсказывать будущее, лечить людей — «смотря что духи дадут».

По её признанию, жить с таким даром сложно. Валерия старается его не афишировать. Тем не менее люди обращаются к ней за помощью. Чаще всего идут с семейными проблемами, просят полечить детей.

Ещё шаманам нельзя назначать цену за свою помощь. Если человек хочет отблагодарить — пусть даст столько, сколько посчитает нужным. А лучше — преподнести какой-то подарок. Но совсем не поблагодарить шамана — неправильно.

Ольга Светлая
(г. Прокопьевск, Кемеровская область)

Поделиться фото

Шаманы облачились в обрядовую одежду. На огне бурлит этпе-тутпаш.Камы приглашают на ритуал очищения. Все присутствующие встают друг за другом. Соблюдается очерёдность: сначала мужчины по старшинству, за ними женщины — тоже по старшинству. В руке Сергея чаша с тлеющими травами.После встают вокруг подготовленных поленьев для обрядового костра. Руки открыты ладонями вверх. Шаман зажигает огонь. Идут по кругу, за нами — шаманы с бубнами. Бубен — главный инструмент у камов, с его помощью призывают духов.Теперь наступает черёд кормления духов. Каждый кладёт в огонь пищу, благодарит духов за помощь и поддержку, просит о том же на будущий год. Кто-то говорит на шорском языке, другие — на русском.

«Пусть это небо и земля всегда существуют. Пусть наш край процветает. Пусть наш народ всегда будет сильный, а в каждой семье рождается много детей. Пусть будет любовь и урожай».

Ольга Светлая
(г. Прокопьевск, Кемеровская область)

Поделиться фото

После этого — троекратный поклон.Когда все участники встречи сделали «шок», снова встают вокруг костра и ещё трижды обходят его. После этого все присутствующие тепло обнимают друг друга, желают здоровья, добра, благополучия.Заканчивается праздник совместной трапезой.

Материал на сайте «ВашГород.ru»

Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Северные края России

Юлия Черемная расскажет о замечательном крае Архангельской области, а именно в селе Красноборск и о её жительнице, восьмилетней Алевтины Волковой. Село это находится недалеко от города Архангельска, в нём протекает река, есть маленькая роща, в которой всегда приятно укрыться от знойного солнца. Есть в этом селе и одна девочка, о которой пойдёт речь.

Единственный житель деревни

Деревня Тямле Чишма расположена в живописнейшем месте природы. Когда-то здесь насчитывалось около 30 хозяйств, в фермах содержались свиньи, коровы, лошади. После объединения колхозов фермы закрылись и большинство сельчан остались без работы. Многие сельские жители были вынуждены покинуть родные места и отправиться в поисках работы в чужие края. Заброшенные участки и полуразрушенные дома… Деревне грозило полное исчезновение, она могла остаться только в народной памяти. К счастью, прожившие всю жизнь в городе, воспитавшие детей супруги Роза и Нурулла Гайфутдиновы, вернулись сюда 17 лет назад. В настоящее время хозяйка в основном проживает в Казани, а вот глава семейства круглый год живет в деревне один. На днях мы побывали у Нуруллы абыя и справились о его делах.

Чужих детей не бывает

Материал о матери, которая воспитывает приемных детей. К своим родным дочке и сыну она взяла на воспитание четырех детей. Затем — еще еще троих. Даже после смерти главы семейства она никому не отдала детей.

Они живы!

Мы приехали искать причины вымирания народа, а нашли живую культуру.

Успеть за 24 часа: самарская певица Юлия Гаврилова рассказала о своем творческом пути

Юлия Гаврилова — обычная девочка из села Кинель-Черкассы Самарской области. Любовь к музыке творит чудеса: за плечами юной исполнительницы 31 гран-при международных конкурсов, а ей всего 14 лет. Еще будучи совсем маленькой, она пошла по стопам своего деда. С тех пор Юля и сцена неразлучны.

Тайны хранителя Ясной Поляны

«Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и мое отношение к ней».