#КУЛЬТУРА И ЭТНОСЫ #УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
За Любовью Ендыревой давно закрепилась слава искусной рукодельницы. Её работы из сукна, меха и бисера отмечены жюри конкурсов различного уровня. Но известна жительница Приуралья не только мастерством шитья, она также признанный знаток хантыйского фольклора.
Автор: Ирина Китаева
г. Салехард
На высоком правом берегу Оби на полпути между Салехардом и Аксаркой раскинулся рыбацкий посёлок Харсаим. Название с языка ханты переводится как «селение между двух ручьёв». Существует легенда о происхождении посёлка: два ручья долго бежали по тундре рядом, а перед впадением в Обь приревновали друг друга к реке-красавице, повздорили и разбежались в разные стороны, огибая возвышенность. На этой возвышенности и поселились люди. Край выбрали благодатный: кругом грибные и ягодные места.
Харсаим – родина Любови Петровны Ендыревой, обладательницы звания «Мастер декоративно-прикладного искусства и ремёсел ЯНАО», народной сказительницы, в чьей копилке сотни произведений устного народного творчества ханты.
Поделиться фото
Она родилась в семье оленеводов – рыбаков. Всегда находилась рядом с родителями, помогала им, и иной жизни, без бескрайних просторов тундры и оленей, для себя не представляла. В школе-интернате маленькой Любе было так тесно и душно, что однажды она сбежала и наотрез отказалась вернуться назад. Пётр Эндович и Анастасия Афанасьевна решение дочери поняли и приняли. О своём поступке, о том, что не получила образование, она никогда не жалела, признаётся собеседница. Возвращение в исконную среду позволило ей сохранить чистоту родного слова.
– Когда дома со своими детьми общаюсь, то использую старинные слова. Они всегда спрашивают, что это значит, как переводится. К сожалению, истинных носителей ханты языка становится всё меньше. Многие слова выходят из употребления, заменяются, искажаются. А не будет языка – исчезнет культура, – делится переживаниями Любовь Ендырева. – Я участвую в конкурсах, пою со сцены не для того, чтобы занять какое-то место, а чтобы люди увидели и услышали, какой он, наш язык, как говорили наши предки.
В 1976 году, в восемнадцать лет, Любовь вышла замуж за Дмитрия Тяви. Супруги жили в посёлке Вылпосл, рыбачили, потом работали дизелистами. Один за другим на свет появились дети: сын и четыре дочери – Мира, Августа, Родион, Снежана, Арина.
Поделиться фото
Поделиться фото
Поделиться фото
Поделиться фото
Поделиться фото
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Поделитесь этим материалом в соц. сетях
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.
Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.
Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.
«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.
Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.