#СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
«Мне нравится быть аутсайдером без всех этих бредовых веяний»: художник Спрут о своих принципах и творчестве
Поделиться
Этим летом в Интернете появился фильм, снятый GRAZ о калининградском граффити-артисте Спруте, где о нём рассказывается, как об одном из самых узнаваемых художников на постсоветском пространстве. Этот репортаж о том, как один из самых честных и, наверное, идейных деятелей в граффити-культуре ходит "на дело" или на покрас.
Встреча назначена в 12 дня. Когда художник – гостеприимный хозяин, перед тем как отправиться «на дело», вы выпиваете чай с бубликами у него дома. Затем – в дорогу. С собой Спрут берёт сменную одежду, пакет с заранее подписанными баллонами – какой цвет для какой части будущей работы предназначен, эскиз куска и одухотворённый настрой – впереди ждут 3 часа беспрерывного удовольствия от творчества и любимого занятия.
Поделиться фото
Поделиться фото
– Так само получилось, что я увидел в рисовании на «товарняках» бесконечную свободу и возможность транслировать своё имя на огромные пространства. В далёкие времена на американских граффити-сайтах я увидел, что в США огромная товарная сцена данного направления. В 2002 году остановился на псевдониме Спрут. Сейчас к нему можно притянуть много смыслов, а тогда главным была звучность, запоминаемость. Писать своё имя – это основная особенность граффити, зачем писать чужие имена или что-то ещё, когда всё, что у тебя есть – это твоё имя, а кто-то ещё не знает его? Да, так ты создаешь себе рамки, но меня это нисколько не печалит – даже в пределах этих узких рамок я могу создать свою собственную вселенную.
«Где-то там за океаном, на железнодорожных ярдах тысячи чуваков оставляют свои символы на бортах товарняков, перемещаются между городами внутри вагонов-теплушек или контейнерных платформ, устраивают свои фестивали, выставки, играют музыку, пропитанную родными традициями настоящей народной Америки»
Я стал вторым на постсоветском пространствепосле ленинградского активиста Омича адептом новой формы граффити, которую как только не называют: моникерки или хобо-арт, или бокскар-арт или железнодорожные погоняла. Мое любопытство подтолкнуло к изучению этого движа через интернет, и в итоге я открыл для себя интереснейший мир, целую культурную среду - многогранную и непознанную, со своими героями, своим языком, традициями, пропитанными духом свободы. Я понял, что эта культура созвучна с моими представлениями о прекрасном далеком.
Да, у нас этот движ никогда не приживется, ну и ладно, мы другие – ничего зазорного тут нет. Лично я для себя решил, что хобо-арт уже не брошу, независимо от любых жизненных обстоятельств, и буду поддерживать у нас здесь этот очаг. За 6 лет я сделал, наверное, больше тысячи моникерок, постепенно изменяя сюжеты.
Поделиться фото
– Много разных сюжетов я делаю или делал, но любимая моя тема - связанная с фольклором – поговорками, пословицами и фразеологизмами. В юности я хотел стать этнографом, изучать малые народы. Я им не стал, но в зрелом возрасте проснулся интерес к народной русской культуре. Наша история прошлого века – это сплошная череда бед, которые оторвали крестьянский народ от плуга и распихали по серым бетонным коробкам. Мы потеряли практически всю свою народную культуру, радостно ложась под молох глобализации. Только наша речь сохранила ещё истинно народные образы, которые я аки специалист-этнограф документирую своими рисунками.
Буква-арбуз и десантники – наша сегодняшняя история, подогретая отмечаемым накануне Днём ВДВ (в особенности – видеороликом, где в прямом эфире телеканала причастный к празднику мужик заряжает кулаком в лицо корреспонденту). Ориентируясь на эскиз, Спрут уверенной рукой в быстром темпе наносит контура своего будущего рисунка. Просит не шуметь – чтобы не привлекать внимание проходящих по ту сторону вагонов людей, поэтому главный саунд нашей граффити-вылазки – звук распыляющегося баллончика и дыхание природы. И периодические моменты ругани на полушёпоте – слепни и оводы, чтоб их... За вагонами мелькают ноги дачников, велосипедные шины.
– Концепции у моих рисунков разные, – рассказывает Спрут. – Я использую буквы-каллиграммы – когда они вписываются в какой-то образ. Буквы в виде загадок, головоломок – когда надо решить элементарную задачу, и слово сложится. Серия живых букв - когда они чем–то заняты в рисунке. Буквы, стилизованные подо что-то – горы, блики на воде, всё что угодно. Буквы, создающие сюжет, часто абсурдный или юмористический, например, «всё наборот» – когда буквы-мячи играют в футбол негром-футболистом, или буква-арбуз ест буквы-десантников.
Поделиться фото
Я не считаю, что умею рисовать. У меня полно друзей, умеющих рисовать, а я умею красить граффити, и мне нравится быть самым активным представителем этой культуры в моём городе – рисую уже, без существенных перерывов, 15 лет. Мне не жалко ни денег, ни времени, ничего ради любимого творчества. Уровень моих навыков рисования полностью позволяет мне реализовываться, а какого-то ощущения перфекционизма у меня нет. Мои принципы и правила – быть честным с самим собой, в первую очередь, делать то, что нравится. Я никогда не вёлся на какие-то откровенно бредовые модные веяния, не уходил в сторону от своей линии.
Поделиться фото
Фото работы, присланное из Московской области спустя месяц после вылазки Спрута.
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.
Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.
Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.
«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.
Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.