К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#МОЛОДЫЕ ЭНТУЗИАСТЫ #ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Как оказаться в компании одаренных учеников?

Когда в 2004 году в Гурзуфе у подножия Аю-Дага возводили новое здание средней образовательной школы Федерального международного детского центра «Артек», никто не знал, что оно получится в стиле Хогвартса – школы чародейства и волшебства из книги про Гарри Поттера. Такое сравнение сделали дети. И руководству приходится соответствовать этому детскому впечатлению.

Автор: Олеся Гончарова
г. Симферополь

Крымский Хогвартс

В школе обучаются 3600 детей, из которых 3300 – это ребята, которые приезжают по путевке и 300 – местные, начиная от Алушты до Ялты. И если бы не отбор, то желающих учиться в крымском Хогвартсе было бы больше. 

Крымский Хогвартс
Школа

"Это школа для одаренных детей, поэтому требования и к ученикам, и к педагогам достаточно высоки. Мы должны быть на голову выше среднестатистической школы в России, – гордо говорит замдиректора по воспитательной работе Ирина Воробьева. – Каждый день у нас происходит что-то новое, увлекательное, что вселяет в школьников любовь к учебе. И в этом большая заслуга наших учителей. Горный ландшафт местности продиктовал архитектуру школы, которая находится на нескольких уровнях, и сверху, действительно, напоминает учебное заведение волшебников. Обучают и прививают любовь к знаниям 108 учителей. Выражение «прививают любовь» самое точное: в этой школе всегда добавляют «при желании ребенка».
Нескучная учеба

Особенность этого учебного заведения, что учиться можно не только в классах на уроках, но и на переменах. Этому способствует креативное пространство учреждения, сплошь состоящее из интереснейших локаций. Тут так увлекательно, что можно и звонок пропустить.

"Мы приветствуем, когда дети рисуют… на стенах, – улыбается Ирина Ивановна. – У нас графитовые стены, на которых рисуют, клеят картинки, здесь всё можно трогать, передвигать. Их еще называют живые стены. Есть локация, которую дети прозвали «стеной инаковости», это своего рода доска почета, на которую попадают не за образовательные достижения, а личные. Например, любитель драк провел неделю без стычек – он достоин быть на этой стене. На переменах школьники играют в напольные шахматы, участвуют в квестах и ставят эксперименты". 

Живые стены
Стена инаковости

Здесь из детей могут сделать лингвистов, обучая английскому, китайскому, немецкому языкам, дополнительно греческому и французскому либо подстроить программу под технаря. Есть клубы по интересам: экскурсоводы, киноклуб, зооволонтеры, эковолонтеры. Более 25 кружков дополнительного образования. Каждый ребенок талантлив по-своему, задача взрослого – раскрыть таланты. В «Артеке» на это есть 3 недели. 

Заходим на урок химии. Ребята сидят в ряд за рабочими поверхностями: кто-то поджигает свечи, кто-то сливает пробирки.

"В органических веществах содержится углерод: почему тогда спиртовка копоть не дала, а свеча дала? – задает вопрос учитель.

И ты понимаешь, что химия – это не скучно. Вместо химических формул ученикам предлагают расшифровать 3 объекта, под которыми скрывается Черное море, Кара-Даг и скала Красный камень. Учитель приоткрывает тайну: сегодня на уроке расскажут о составе Черного моря, из чего сложен Красный камень и дадут в руки вулканический туф.

Урок химии

"Ребята знакомятся с образцами минералов, узнают интересную информацию о наших крымских объектах. Таким образом, мы транслируем краеведение через химию, – рассказывает учитель химии, победитель «Учитель года 2019» в Крыму Наталья Кайгородцева. Нашим детям нравится стоять у доски. Она у нас магнитно-графитовая с одной стороны и магнитно-маркерная с другой, одновременно отвечать может до 10 человек. Мы предлагаем работать как в паре, так индивидуально, разделив парту. У нас мобильные трансформируемые классы, где мебель подстраивается под любой учебный сценарий".

Мотивация для учебы
 Попасть учиться в эту школу мечтают многие. В первый класс настолько большой конкурс, что приходится проводить психологический отбор. В этом году из 88 желающих отобрали 30 детей.
"У нас есть диагностика готовности к обучению, – рассказывает директор школы
Наталья Царькова. – Мы принимаем мотивированных ребят, формируя другой тип ученика уже в начальной школе."

Если у учеников постоянной школы есть единая выработанная программа обучения, то под артековцев нужно подстраиваться. Ребята приезжают со всех регионов России, в одном классе могут собираться ученики с разной программой. Тогда в «Артеке» предложили ввести модульную модель преподавания, предполагающую одновременное и параллельное изучение не более 2-3 дисциплин, образующих модуль. Здесь такими стали математика и русский язык, в экспериментаниум отнесли физику, химию, а другие предметы – географию, биологию, литературу, обществознание, историю – преподают как сетевые образовательные модули.

Урок обществознания
Проекты школьников

"Сетевой образовательный модуль – это инновационная технология организации образовательного процесса, которая формирует образовательное пространство, где происходит «всеобщая мобилизация» ресурсов для развития у детей интереса к свободному познавательному поиску. Технология СОМ способствует «мотивационному пробуждению» к изучению предметов в интеграции различных образовательных сегментов в единое образовательное пространство," – поясняет Ирина Воробьева.  

Помимо интерактивных классов школа располагает 116 гектарами парка, 4 музеями – это всё относится к образовательным средам. Дети изучают тему Великой отечественной войны через историю «Артека». Они выезжают в Никитский ботанический сад, где в уникальном отделе генетики проводят уроки биологии. В Симферополе в концлагере «Красный» проходят Шолохова «Судьба человека». Здесь программу строят так, чтобы из детей выходили практики, личности, осознающие свою ценность. Поэтому им дают знания, которые могут пригодиться в жизни. И лучшая обратная связь – это слова благодарности.

Графитовая доска

"Девочка в конце смены написала, что в «Артеке» она нашла свою профессию, – делится директор школы. – Ей всегда нравилась биология, а оказавшись в селекционной лаборатории, где ей дали поработать с материалами, она окончательно определилась с профессией. Мы используем Крым как образовательную площадку. Уверены, что такой подход к сетевому образовательному модулю дает качественный просветительский результат." 

Педагоги убеждены, чтобы воспитать самостоятельных личностей, которые будут работать на благо себя и своей страны, важно прививать с детства понимания себя, своих интересов, давать возможность выбора. И эту школу по праву можно назвать школой больших возможностей.
"Ученики нашей школы поступают на бюджет в лучшие вузы страны, чему способствуют не только знания, но и активная социальная позиция: защита проектов, участие во всероссийских олимпиадах – всё это дает преимущество при поступлении, – рассказывает Наталья Царькова. – Учителя – финалисты всероссийских конкурсов. Мы постоянно обучаем наших педагогов, отправляем на курсы повышения квалификации, и приветствуем их желание развивать свои сильные стороны. Нашей работой мы хотим вернуть учителю образ наставника. Современный учитель – это тот, кто может подстроиться под любые условия и научит детей жить в мире, который меняется каждый день." 

Пандемия внесла свои коррективы в образование и сегодня всё чаще говорят о переходе на дистанционное обучение. У Натальи Николаевны на этот счет позитивный взгляд: в век развития цифровых технологий дистант имеет место быть в паре с гибридной школой. 

"Умение пользоваться цифровыми платформами – это необходимость. Технологии неминуемо к нам приходят, они делают нашу жизнь комфортнее. Но для учебы важно и контактное обучение, когда помимо знаний учитель передает свою энергию, вовлекает в процесс. Говорят, что машины заменят труд многих специалистов, но я с иронией отношусь, что они могут заменить учителя. Может быть, изменится часть функционала, но профессия педагога – это на века," – уверенно говорит директор.

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.