К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#МЕСТО СИЛЫ #ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Хозяин «Савкова хутора»

Как трудятся люди на границе между городской и сельской жизнью

Автор: Богдан Вепрёв
д. Токаевы

Фото и текст: Богдан Вепрёв
(д. Токаевы)

Поделиться

После четверти века успешной фермерской деятельности Валерий Никитич передал дело сыновьям и занялся аграрным туризмом. Сейчас его «Савков хутор», который славится единственным в окрýге козьим приютом, часто принимает гостей из разных уголков области и других регионов страны. 

Подкова наоборот

Джек, мохнатый и с виду добродушный, поднял голову и отпустил в мою сторону единичный дежурный лай. Появился хозяин. Окладистая, с проседью борода, алая косоворотка. Точно сошёл со страниц классического русского романа. Тепло поприветствовав меня, он предложил: «Чаю или кофе? Для бодрости»

– Я и так бодр, – ляпнул я и тут же словил анекдот в тему – про шубу.

Не подумал. Валерий Никитич с четырёх бодрствует, проснулся, как водится, с восходом солнца. В иные дни можно увидеть его летящим в рассветных лучах по местным просторам на знойном красавце Визарде. 

Фото и текст: Богдан Вепрёв
(д. Токаевы)

Поделиться фото

День на хуторе уже кипит вовсю – хозяйка Тахмина, отвлекшись от хлопот, приносит несмолкающий телефон, гасит забытый свет в старенькой «двенашке». 

– Сильно дисциплинирует и радует ожидание гостей. Как заведённые бегаем, – констатирует здешний глава. 

Фото и текст: Богдан Вепрёв
(д. Токаевы)

Поделиться фото

Над входом в «дом коммунаров», где живут помощники, подкова размещена непривычно – рожками вниз.

– Говорят, чтобы полная чаша была, надо по-другому, а я отвечаю, что именно так лошадь счастье в дом приносит. Вась, займись водой, – в следующий момент наказывает хозяин хутора мужику в камуфляжной куртке, ещё одному работнику. – Воды привези, а то ее нигде нет. 

Глубина козьих глаз 

Вокруг гуляет блеяние. После утреннего доения козочки совершают променад по хутору и его окрестностям. Для них здесь раздолье, благодать.

Нас сопровождает Гонзик, любознательный и самостоятельный козлёнок.

– Гонзает (быстро передвигается) везде, поэтому и Гонзик, – улыбается Валерий Никитич. – Сиротка он. 

– Бегают, мигрируют, постоянно меняют кормовую базу – поели одно, через 10-15 минут перешли на другое. Почему козье молоко полезное? Потому что они употребляют разнообразную растительность.

Фото и текст: Богдан Вепрёв
(д. Токаевы)

Поделиться фото

У каждого из более полусотни «постояльцев» своя история, для некоторых из них приют стал настоящим спасением. К примеру, худая коза с детёнышем. Выкупив, владельцы приюта привезли её беременную и полузаморенную – говорят, прежняя хозяйка порой забывала покормить питомицу, а ведь животинка находилась уже на сносях.

Дружить с козами здесь стали не сразу. Сперва был неудачный проект с курами. Подросших цыплят, которых изначально было под четыре сотни, буквально на глазах у хозяев перетаскали лисы. Первых голубей ждала та же участь, теперь в голубятне новые крылатые жильцы.

«Пришла какая-то гуманность...» 

На пруду, вырытом неподалёку для водоплавающих птиц – три весёлых гуся: один белый, другой белый, третий – тоже белый.

– С двадцати начинали, каких-то на коз поменяли, двух гусей на свадьбу зарезали, чтобы гостей угостить, – делится Валерий Никитич. – После этого меня долго лихорадило... Раньше-то я сам боец был, всегда нож за голенищем, как говорится – и свиней, и любую птицу мог... Пришла какая-то гуманность, что ли... 

Фото: Дарья Родионова

Поделиться фото

– К козам Вас приобщила супруга Тахмина, да? И первую обитательницу для приюта выбирали с ней по-особому?

Валерий Никитич: Да, Тахмина с детства в них души не чает. Мы тогда приехали в деревню. Жена в стаде увидела козу, как упёрлась в неё. И коза в неё упёрлась. 

– Любовь с первого взгляда?

Валерий Никитич: Да! Запросили за неё 3,5 тысячи, а у нас – последние деньги. «Давай, – начал я хитрить, – подумаем. Может, лучше найдём». Всю ночь проревела. Часов в 5-6 утра мы уже рванули за козой. Покажу тебе эту очаровашку с глубоким взглядом. Тот, кто внимательно в глаза козе посмотрел, влюбляется навсегда. 

Фото и текст: Богдан Вепрёв
(д. Токаевы)

Поделиться фото

Подходим к изгороди, встречают рогатые и бородатые мордахи. Козлы живут обособленно. К Валерию Никитичу тянется долговязый безухий черныш и приникает к нему головой. 

– Ну что, Султашка, соскучился по мне? Я ж тоже по тебе соскучился. Хороший парень, хороший, – гладит его хозяин. – Султан – надежда нашего хутора. Уши он не обморозил. По породе ни ушей, ни рогов. Ламанча называется. Чем хороша порода? Говорят, что матери и дочери доятся сливочным пломбиром (Повествование ведётся с серьёзным видом, так что шутку распознаёшь не сразу.) 

Оладьи с яблоками и чай с дождём 

На свежем воздухе, на Т-образном столе запыхтел самовар на углях, подоспело обеденное время. С удовольствием принял приглашение хозяина попотчевать. К чаю мне принесли два вида мёда – светлый и тёмный («какой вкуснее?»), а также вкуснейшие оладьи с яблоками, любезно приготовленные Ольгой Валентиновной. Хозяин отобедал «пастой» – макаронами с мясной подливой.

Заморосило. Мы, наскоро завершив трапезу, укрылись в опочивальне хозяев, «курилке», как называет её шутя Валерий Никитич. 

Фото и текст: Богдан Вепрёв
(д. Токаевы)

Поделиться фото

Дела — для Отечества

В небольшом и уютном помещении — кровать, печка, небольшой столик со стульями, диванчик. Венчает полку, занимая почётное место, керамическая статуэтка козлика.

Хозяин хутора достал курительную трубку, а табак всё никак не хотел находиться (а после и дымиться). Я пуще осмотрелся – стены украшены поделками (деревца ручной работы), фотографиями и картинами. На одной из них — синяя изба в таёжной деревеньке.

Фото: Bad Ryan

Поделиться фото


– Это дом, где я родился, – поведал собеседник. – Я жил в Сибири. Картина написана по моим воспоминаниям. Сейчас многие моменты вспоминаются по-другому, переосмысливаются. У родителей было трудное начало жизни, тяжело было нас, троих детей, поднять и дать нам образование. Они тянули жилы для того, чтобы мы выросли здоровыми, благородными...

– В деревне выжить гораздо легче. Если жить честно – не обманывать и не воровать. Но и робким не надо быть, – уверен он. – Какие-то предрассудки! Дескать, нельзя с семьёй жить, потому что школа и больничка далеко. Мы выросли, дети выросли, благодаря труду они стали работоспособными, к семьям стремятся и к добру.

Из Новосибирска Валерий Савков, ставший на тот момент уже семейным человеком, переехал в Котельнич. Вскоре благоустроенную квартиру в райцентре решено было поменять на сельский дом. 

Фото: Богдан Вепрёв, Екатерина Вылегжанина

Поделиться фото

Говорит, надо проще смотреть на вещи и стараться оценивать свои результаты.

– Важно, чего ты добился. Я не имею в виду по жизни. А вообще. Например, сделал ребёнок в течение дня что-то полезное, надо обязательно его похвалить. Необходимо смотреть, что ты полезного сделал для семьи, для общества. Не только для себя, а для Отечества. Для меня это очень высокое понятие. Говорю искренне, без пафоса. Грешно не делать полезные дела для своего Отечества.

Материал на сайте «Источник Online»

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.