array(40) {
["ID"]=>
string(3) "307"
["~ID"]=>
string(3) "307"
["IBLOCK_ID"]=>
string(2) "15"
["~IBLOCK_ID"]=>
string(2) "15"
["NAME"]=>
string(76) "Дядя Аго: удивительный мастер из Дербента"
["~NAME"]=>
string(76) "Дядя Аго: удивительный мастер из Дербента"
["CODE"]=>
string(41) "dyadya-ago-udivitelnii-master-iz-derbenta"
["~CODE"]=>
string(41) "dyadya-ago-udivitelnii-master-iz-derbenta"
["PREVIEW_PICTURE"]=>
string(81) "/upload/resize_cache/iblock/4f2/1680_1032_2/mf8u0xddu4al45h4prwfechd8ud5d16y.webp"
["~PREVIEW_PICTURE"]=>
string(3) "928"
["PREVIEW_TEXT"]=>
string(465) "В своей маленькой «кузнице» дядя Аго создал больше 10 тысяч дудуков, бубнов, скрипок, кларнетов. Для многих артистов его имя звучит как знак качества, потому заказы к мастеру приходят из разных концов мира - от Азербайджана и Турции до Португалии и Америки."
["~PREVIEW_TEXT"]=>
string(465) "В своей маленькой «кузнице» дядя Аго создал больше 10 тысяч дудуков, бубнов, скрипок, кларнетов. Для многих артистов его имя звучит как знак качества, потому заказы к мастеру приходят из разных концов мира - от Азербайджана и Турции до Португалии и Америки."
["DETAIL_PICTURE"]=>
string(80) "/upload/resize_cache/iblock/4f2/1680_875_2/mf8u0xddu4al45h4prwfechd8ud5d16y.webp"
["~DETAIL_PICTURE"]=>
NULL
["DETAIL_TEXT"]=>
string(14599) "
Кузница инструментов
Аркадий Каграманян встречает нас у выцветшей деревянной двери мастерской. Работа здесь кипит с утра: заказ на кларнет пришел из Турции. Металлический предмет, похожий на проволоку, он точит вручную, без очков и без дополнительного света. На лице мастера сеточка морщин, а седина прячется под кепкой. Дяде Аго 82, но нет и дня, когда бы он не сел за наковальню. — В этой мастерской я больше 40 лет, — рассказывает мастер. — Раньше здесь был сарай, складывали ненужные вещи, теперь — рабочий кабинет.
А еще здесь мини-музей. Кривые гвозди держат тар, бубен, балалайку. Все это соседствует с черно-белыми фотографиями, рабочими и музыкальными инструментами мастера.
— Свой инструмент по звучанию я узнаю из тысячи. Разве отец не узнает сына по голосу?
Прежде чем инструменты дяди Аго запоют, кусочек дерева проходит десятки этапов: ему придают форму, пилят, точат, красят. Для этого в мастерской есть точильный и токарный станки, паяльник. А наковальня кузнеца музыкальных инструментов похожа на наковальню ювелирного мастера — тиски, щипцы, плоскогубцы, напильники, сверла, растворители. Мастер берет в одну руку обрубок дерева, в другую — готовый кларнет.
Дядя Аго готов рассказывать.
Первая любовь
— Мне было шесть лет, когда я впервые услышал кларнет. В село Ннги Нагорного Карабаха музыканты приезжали по особому случаю — на свадьбу, например. Как сегодня помню тот ясный день. Мы с мальчишками играли у речки, ловили лягушек. И вдруг я услыхал какой-то неестественный звук. Бросил лягушек, ребят и побежал на мелодию.
Оказывается, это возвращались фронтовики, один солдат приехал домой с инструментом. В нашем селе кларнет звучал впервые, и я в этот звук влюбился!
Подбежал к фронтовику и встал напротив как вкопанный, разинув рот. Музыкант поднял мою челюсть, и все вокруг засмеялись. Постеснявшись, я убежал прочь. А кларнет все звучал в моей голове.
Игре на инструменте я научился уже в Дербенте, сюда мы переехали всей семьей. При школе играл духовой оркестр, а в оркестре — кларнет! Худрук был слепым музыкантом, но его оркестр звучал лучше, чем у зрячих. Чтобы Антонин Карлович Качмарек учил меня играть на кларнете, я два года был его поводырем. Вел за руку по городу, провожал до работы. Мне было тогда 12 лет. Я жадно учился у него всем тонкостям игры на кларнете — и научился!
Текст: Хатима Нисредова
Фото: Зарема Алиева
(Дагестан)
Новое дело
— За первый инструмент я взялся в 18 лет, но дело до конца не довел: не справился с клапанами. Отложил. Уехал в армию, поступил в институт, отучился и уже после смастерил настоящий кларнет. С тех пор в этой мастерской я изготовил более 200 кларнетов. Все они сделаны из абрикосового дерева, другое для этого инструмента не подходит. Но прежде чем этот абрикос я превращу в инструмент, он должен сушиться 7−10 лет, иначе плохо будет звучать инструмент.
А клапаны я мастерю из мельхиоровых ложек. Вот это раньше был черпак, половник, вот еще один. Его ручки ушли на клапаны. Моя жена еще не знает, что у нее на кухне теперь нет черпака. Этот скандал еще предстоит (смеется).
За обедом все о еде думают, а я на ложки заглядываюсь.
Текст: Хатима Нисредова
Фото: Зарема Алиева
(Дагестан)
Две родины
— Кардаг — придуманный мной духовой инструмент: я объединил в нем дудук и кларнет. В звучании ничего нового, зато легче стало играть. Дудук — инструмент очень сложный, многие бросали его, так и не научившись играть. Чтобы издать полтона, нужен большой навык. А на кардаге полтона брать не надо, достаточно нажать клапан, и инструмент дает чистый стройный звук.
Название инструмента пришло само собой: я объединил в одно слово имена двух родин — Карабах и Дагестан.
Мастер Аго
— США, Канада, Португалия, Англия, Франция, Израиль, Греция, Кипр, Турция, Азербайджан, Украина, Грузия — заказы приходят со всего света. Я создал более 10 тысяч барабанов, бубнов, разные духовые и ударные инструменты. Как-то мне пришлось смастерить кларнет для левши. Один приехал ко мне из Узбекистана.
Узбек по имени Абдуло на родине играл в оркестре, но овладеть кларнетом левше не удавалось. Когда я закончил работу, он сыграл в мастерской и прослезился, поцеловал мои руки и уехал в свой Узбекистан.
Текст: Хатима Нисредова
Фото: Зарема Алиева
(Дагестан)
Самое ценное
Кажется, в мастерской дядя Аго хранит самое ценное — память. Вот на гвозде висит кинжал, его нашли соседи на развалинах карабахского дома мастера. А рядом на стене традиционная обувь — чарыки, похожие на те, в которых маленький Аго приехал в Дербент.
— Они висят на видном месте, чтобы я не забывал, откуда я родом и кем я был, — поясняет мастер.
Текст: Хатима Нисредова
Фото: Зарема Алиева
(Дагестан)
— Дядя Аго, вы известный во всем мире мастер, отец и дедушка, создатель своего собственного музыкального инструмента, вы приложили руку к судьбам сотен артистов. У вас осталась мечта?
— Я очень хочу создать еще один музыкальный инструмент. Идея родилась, осталось ее воплотить.
Материал на сайте "Это Кавказ"
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Поделитесь этим материалом в соц. сетях
"
["~DETAIL_TEXT"]=>
string(10917) "
Кузница инструментов
Аркадий Каграманян встречает нас у выцветшей деревянной двери мастерской. Работа здесь кипит с утра: заказ на кларнет пришел из Турции. Металлический предмет, похожий на проволоку, он точит вручную, без очков и без дополнительного света. На лице мастера сеточка морщин, а седина прячется под кепкой. Дяде Аго 82, но нет и дня, когда бы он не сел за наковальню. — В этой мастерской я больше 40 лет, — рассказывает мастер. — Раньше здесь был сарай, складывали ненужные вещи, теперь — рабочий кабинет.
А еще здесь мини-музей. Кривые гвозди держат тар, бубен, балалайку. Все это соседствует с черно-белыми фотографиями, рабочими и музыкальными инструментами мастера.
— Свой инструмент по звучанию я узнаю из тысячи. Разве отец не узнает сына по голосу?
Прежде чем инструменты дяди Аго запоют, кусочек дерева проходит десятки этапов: ему придают форму, пилят, точат, красят. Для этого в мастерской есть точильный и токарный станки, паяльник. А наковальня кузнеца музыкальных инструментов похожа на наковальню ювелирного мастера — тиски, щипцы, плоскогубцы, напильники, сверла, растворители. Мастер берет в одну руку обрубок дерева, в другую — готовый кларнет.
Дядя Аго готов рассказывать.
Первая любовь
— Мне было шесть лет, когда я впервые услышал кларнет. В село Ннги Нагорного Карабаха музыканты приезжали по особому случаю — на свадьбу, например. Как сегодня помню тот ясный день. Мы с мальчишками играли у речки, ловили лягушек. И вдруг я услыхал какой-то неестественный звук. Бросил лягушек, ребят и побежал на мелодию.
Оказывается, это возвращались фронтовики, один солдат приехал домой с инструментом. В нашем селе кларнет звучал впервые, и я в этот звук влюбился!
Подбежал к фронтовику и встал напротив как вкопанный, разинув рот. Музыкант поднял мою челюсть, и все вокруг засмеялись. Постеснявшись, я убежал прочь. А кларнет все звучал в моей голове.
Игре на инструменте я научился уже в Дербенте, сюда мы переехали всей семьей. При школе играл духовой оркестр, а в оркестре — кларнет! Худрук был слепым музыкантом, но его оркестр звучал лучше, чем у зрячих. Чтобы Антонин Карлович Качмарек учил меня играть на кларнете, я два года был его поводырем. Вел за руку по городу, провожал до работы. Мне было тогда 12 лет. Я жадно учился у него всем тонкостям игры на кларнете — и научился!
{"PHOTO":[1],"COPYRIGHT":"Текст: Хатима Нисредова
Фото: Зарема Алиева
(Дагестан)"}
Новое дело
— За первый инструмент я взялся в 18 лет, но дело до конца не довел: не справился с клапанами. Отложил. Уехал в армию, поступил в институт, отучился и уже после смастерил настоящий кларнет. С тех пор в этой мастерской я изготовил более 200 кларнетов. Все они сделаны из абрикосового дерева, другое для этого инструмента не подходит. Но прежде чем этот абрикос я превращу в инструмент, он должен сушиться 7−10 лет, иначе плохо будет звучать инструмент.
А клапаны я мастерю из мельхиоровых ложек. Вот это раньше был черпак, половник, вот еще один. Его ручки ушли на клапаны. Моя жена еще не знает, что у нее на кухне теперь нет черпака. Этот скандал еще предстоит (смеется).
За обедом все о еде думают, а я на ложки заглядываюсь.
{"PHOTO":[2],"COPYRIGHT":"Текст: Хатима Нисредова
Фото: Зарема Алиева
(Дагестан)"}
Две родины
— Кардаг — придуманный мной духовой инструмент: я объединил в нем дудук и кларнет. В звучании ничего нового, зато легче стало играть. Дудук — инструмент очень сложный, многие бросали его, так и не научившись играть. Чтобы издать полтона, нужен большой навык. А на кардаге полтона брать не надо, достаточно нажать клапан, и инструмент дает чистый стройный звук.
Название инструмента пришло само собой: я объединил в одно слово имена двух родин — Карабах и Дагестан.
Мастер Аго
— США, Канада, Португалия, Англия, Франция, Израиль, Греция, Кипр, Турция, Азербайджан, Украина, Грузия — заказы приходят со всего света. Я создал более 10 тысяч барабанов, бубнов, разные духовые и ударные инструменты. Как-то мне пришлось смастерить кларнет для левши. Один приехал ко мне из Узбекистана.
Узбек по имени Абдуло на родине играл в оркестре, но овладеть кларнетом левше не удавалось. Когда я закончил работу, он сыграл в мастерской и прослезился, поцеловал мои руки и уехал в свой Узбекистан.
{"PHOTO":[3],"COPYRIGHT":"Текст: Хатима Нисредова
Фото: Зарема Алиева
(Дагестан)"}
Самое ценное
Кажется, в мастерской дядя Аго хранит самое ценное — память. Вот на гвозде висит кинжал, его нашли соседи на развалинах карабахского дома мастера. А рядом на стене традиционная обувь — чарыки, похожие на те, в которых маленький Аго приехал в Дербент.
— Они висят на видном месте, чтобы я не забывал, откуда я родом и кем я был, — поясняет мастер.
{"PHOTO":[4,5],"COPYRIGHT":"Текст: Хатима Нисредова
Фото: Зарема Алиева
(Дагестан)"}
— Дядя Аго, вы известный во всем мире мастер, отец и дедушка, создатель своего собственного музыкального инструмента, вы приложили руку к судьбам сотен артистов. У вас осталась мечта?
— Я очень хочу создать еще один музыкальный инструмент. Идея родилась, осталось ее воплотить.
Материал на сайте "Это Кавказ"
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Поделитесь этим материалом в соц. сетях
"
["TAGS"]=>
array(1) {
[0]=>
string(14) "МАСТЕРА"
}
["~TAGS"]=>
string(14) "Мастера"
["DETAIL_PAGE_URL"]=>
string(52) "/articles/dyadya-ago-udivitelnii-master-iz-derbenta/"
["~DETAIL_PAGE_URL"]=>
string(52) "/articles/dyadya-ago-udivitelnii-master-iz-derbenta/"
["LANG_DIR"]=>
string(1) "/"
["~LANG_DIR"]=>
string(1) "/"
["EXTERNAL_ID"]=>
string(3) "307"
["~EXTERNAL_ID"]=>
string(3) "307"
["IBLOCK_SECTION_ID"]=>
string(1) "6"
["~IBLOCK_SECTION_ID"]=>
string(1) "6"
["IBLOCK_TYPE_ID"]=>
string(7) "content"
["~IBLOCK_TYPE_ID"]=>
string(7) "content"
["IBLOCK_CODE"]=>
string(0) ""
["~IBLOCK_CODE"]=>
string(0) ""
["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=>
NULL
["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=>
NULL
["LID"]=>
string(2) "s1"
["~LID"]=>
string(2) "s1"
["DETAIL_TEXT_TYPE"]=>
string(4) "html"
["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=>
string(4) "html"
["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=>
string(4) "text"
["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=>
string(4) "text"
["PROPERTIES"]=>
array(17) {
["PHOTO"]=>
array(5) {
[0]=>
array(2) {
["SRC"]=>
string(56) "/upload/iblock/513/927hhvu82z5ykortk0ph519m0foxtb8u.webp"
["TEXT"]=>
string(0) ""
}
[1]=>
array(2) {
["SRC"]=>
string(56) "/upload/iblock/78b/ylsavfvg7cikayaz3wqupvdqxtew3cqs.webp"
["TEXT"]=>
string(0) ""
}
[2]=>
array(2) {
["SRC"]=>
string(56) "/upload/iblock/3cd/3jwavirfyfxch7e6kq4w4cyixncfd4lm.webp"
["TEXT"]=>
string(0) ""
}
[3]=>
array(2) {
["SRC"]=>
string(56) "/upload/iblock/14d/8o742o92qcqt82qoq0a68p4hkp00fzcm.webp"
["TEXT"]=>
string(0) ""
}
[4]=>
array(2) {
["SRC"]=>
string(56) "/upload/iblock/16c/xw0zdrccaxk3z0psohfe5j0ipj1f07kn.webp"
["TEXT"]=>
string(0) ""
}
}
["VIDEO"]=>
NULL
["AUTOR"]=>
array(6) {
["ID"]=>
string(5) "10332"
["IBLOCK_ID"]=>
string(2) "14"
["NAME"]=>
string(31) "Хатима Нисредова"
["PREVIEW_PICTURE"]=>
NULL
["PREVIEW_TEXT"]=>
string(0) ""
["PROPERTIES"]=>
array(1) {
["CITY"]=>
array(6) {
["ID"]=>
string(3) "901"
["IBLOCK_ID"]=>
string(2) "17"
["NAME"]=>
string(61) "Республика Дагестан, г. Махачкала"
["FEDERAL_DISTRICT"]=>
string(33) "Северо-Кавказский"
["REGION"]=>
string(37) "Республика Дагестан"
["CITY"]=>
string(22) "г. Махачкала"
}
}
}
["CITY"]=>
array(6) {
["ID"]=>
string(5) "10356"
["IBLOCK_ID"]=>
string(2) "17"
["NAME"]=>
string(37) "Республика Дагестан"
["FEDERAL_DISTRICT"]=>
string(33) "Северо-Кавказский"
["REGION"]=>
string(37) "Республика Дагестан"
["CITY"]=>
string(37) "Республика Дагестан"
}
["~AUTOR"]=>
string(5) "10332"
["~PHOTO"]=>
string(3) "929"
["~VIDEO"]=>
NULL
["~DESC"]=>
bool(false)
["DESCRIPTION"]=>
array(2) {
["TEXT"]=>
string(507) "В своей маленькой «кузнице» дядя Аго создал больше 10 тысяч <br> дудуков, бубнов, скрипок, кларнетов. Для многих артистов его имя звучит как знак качества, потому заказы к мастеру приходят <br>из разных концов мира - от Азербайджана и Турции <br>до Португалии и Америки. <br>"
["TYPE"]=>
string(4) "HTML"
}
["~DESCRIPTION"]=>
array(2) {
["TEXT"]=>
string(483) "В своей маленькой «кузнице» дядя Аго создал больше 10 тысяч
дудуков, бубнов, скрипок, кларнетов. Для многих артистов его имя звучит как знак качества, потому заказы к мастеру приходят
из разных концов мира - от Азербайджана и Турции
до Португалии и Америки.
"
["TYPE"]=>
string(4) "HTML"
}
["~CITY"]=>
string(5) "10356"
["CONTEST_STATE"]=>
string(1) "N"
["~CONTEST_STATE"]=>
NULL
["BLOG_POST_ID"]=>
NULL
["~BLOG_POST_ID"]=>
NULL
["BLOG_COMMENTS_CNT"]=>
NULL
["~BLOG_COMMENTS_CNT"]=>
NULL
}
["CONTENT_TYPE"]=>
string(8) "articles"
}