К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#МАСТЕРА #СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Дядя Аго: удивительный мастер из Дербента

В своей маленькой «кузнице» дядя Аго создал больше 10 тысяч
дудуков, бубнов, скрипок, кларнетов. Для многих артистов его имя звучит как знак качества, потому заказы к мастеру приходят
из разных концов мира - от Азербайджана и Турции
до Португалии и Америки.

Автор: Хатима Нисредова
г. Махачкала

Кузница инструментов

Аркадий Каграманян встречает нас у выцветшей деревянной двери мастерской. Работа здесь кипит с утра: заказ на кларнет пришел из Турции. Металлический предмет, похожий на проволоку, он точит вручную, без очков и без дополнительного света. На лице мастера сеточка морщин, а седина прячется под кепкой. Дяде Аго 82, но нет и дня, когда бы он не сел за наковальню. — В этой мастерской я больше 40 лет, — рассказывает мастер. — Раньше здесь был сарай, складывали ненужные вещи, теперь — рабочий кабинет.

А еще здесь мини-музей. Кривые гвозди держат тар, бубен, балалайку. Все это соседствует с черно-белыми фотографиями, рабочими и музыкальными инструментами мастера.

— Свой инструмент по звучанию я узнаю из тысячи. Разве отец не узнает сына по голосу?

Прежде чем инструменты дяди Аго запоют, кусочек дерева проходит десятки этапов: ему придают форму, пилят, точат, красят. Для этого в мастерской есть точильный и токарный станки, паяльник. А наковальня кузнеца музыкальных инструментов похожа на наковальню ювелирного мастера — тиски, щипцы, плоскогубцы, напильники, сверла, растворители. Мастер берет в одну руку обрубок дерева, в другую — готовый кларнет.

Дядя Аго готов рассказывать.

Первая любовь

— Мне было шесть лет, когда я впервые услышал кларнет. В село Ннги Нагорного Карабаха музыканты приезжали по особому случаю — на свадьбу, например. Как сегодня помню тот ясный день. Мы с мальчишками играли у речки, ловили лягушек. И вдруг я услыхал какой-то неестественный звук. Бросил лягушек, ребят и побежал на мелодию.

Оказывается, это возвращались фронтовики, один солдат приехал домой с инструментом. В нашем селе кларнет звучал впервые, и я в этот звук влюбился!

Подбежал к фронтовику и встал напротив как вкопанный, разинув рот. Музыкант поднял мою челюсть, и все вокруг засмеялись. Постеснявшись, я убежал прочь. А кларнет все звучал в моей голове.

Игре на инструменте я научился уже в Дербенте, сюда мы переехали всей семьей. При школе играл духовой оркестр, а в оркестре — кларнет! Худрук был слепым музыкантом, но его оркестр звучал лучше, чем у зрячих. Чтобы Антонин Карлович Качмарек учил меня играть на кларнете, я два года был его поводырем. Вел за руку по городу, провожал до работы. Мне было тогда 12 лет. Я жадно учился у него всем тонкостям игры на кларнете — и научился!

Текст: Хатима Нисредова
Фото: Зарема Алиева
(Дагестан)

Поделиться фото

Новое дело

— За первый инструмент я взялся в 18 лет, но дело до конца не довел: не справился с клапанами. Отложил. Уехал в армию, поступил в институт, отучился и уже после смастерил настоящий кларнет. С тех пор в этой мастерской я изготовил более 200 кларнетов. Все они сделаны из абрикосового дерева, другое для этого инструмента не подходит. Но прежде чем этот абрикос я превращу в инструмент, он должен сушиться 7−10 лет, иначе плохо будет звучать инструмент.

А клапаны я мастерю из мельхиоровых ложек. Вот это раньше был черпак, половник, вот еще один. Его ручки ушли на клапаны. Моя жена еще не знает, что у нее на кухне теперь нет черпака. Этот скандал еще предстоит (смеется).

За обедом все о еде думают, а я на ложки заглядываюсь.

Текст: Хатима Нисредова
Фото: Зарема Алиева
(Дагестан)

Поделиться фото

Две родины

Кардаг — придуманный мной духовой инструмент: я объединил в нем дудук и кларнет. В звучании ничего нового, зато легче стало играть. Дудук — инструмент очень сложный, многие бросали его, так и не научившись играть. Чтобы издать полтона, нужен большой навык. А на кардаге полтона брать не надо, достаточно нажать клапан, и инструмент дает чистый стройный звук.

Название инструмента пришло само собой: я объединил в одно слово имена двух родин — Карабах и Дагестан.

Мастер Аго

— США, Канада, Португалия, Англия, Франция, Израиль, Греция, Кипр, Турция, Азербайджан, Украина, Грузия — заказы приходят со всего света. Я создал более 10 тысяч барабанов, бубнов, разные духовые и ударные инструменты. Как-то мне пришлось смастерить кларнет для левши. Один приехал ко мне из Узбекистана.

Узбек по имени Абдуло на родине играл в оркестре, но овладеть кларнетом левше не удавалось. Когда я закончил работу, он сыграл в мастерской и прослезился, поцеловал мои руки и уехал в свой Узбекистан.

Текст: Хатима Нисредова
Фото: Зарема Алиева
(Дагестан)

Поделиться фото

Самое ценное

Кажется, в мастерской дядя Аго хранит самое ценное — память. Вот на гвозде висит кинжал, его нашли соседи на развалинах карабахского дома мастера. А рядом на стене традиционная обувь — чарыки, похожие на те, в которых маленький Аго приехал в Дербент.

— Они висят на видном месте, чтобы я не забывал, откуда я родом и кем я был, — поясняет мастер.

Текст: Хатима Нисредова
Фото: Зарема Алиева
(Дагестан)

Поделиться фото

— Дядя Аго, вы известный во всем мире мастер, отец и дедушка, создатель своего собственного музыкального инструмента, вы приложили руку к судьбам сотен артистов. У вас осталась мечта?

Я очень хочу создать еще один музыкальный инструмент. Идея родилась, осталось ее воплотить.

Материал на сайте "Это Кавказ"

Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!

Поделитесь этим материалом в соц. сетях

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.