К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#МАСТЕРА #ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Когда дерево оживает в руках мастера

Случайно на выставке народных промыслов я познакомилась с мастерами художественной резьбы по дереву «Татьянка» и посетила музей и учебно-методический центр.

В начале 1990-х готов Шамиль Сасыков, геолог по профессии, разработал и запатентовал технологию резьбы по дереву, которая получила душевное название «Татьянка». Сейчас в учебно-методическом и досуговом центре резьбе обучаются взрослые, дети от 10 лет. Также существует группа для взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья, где они достигают впечатляющих успехов.

Прохожу с Марией Максимовной, одним из лучших мастеров школы, в одну из аудиторий, где и начинается наша беседа

Автор: Марина Жиделева
г. Химки


Мария Максимовна, сколько лет вы занимаетесь этим чудесным ремеслом?

Уже двадцать семь лет. Когда я начала, мне было 23 года. Резьба изначально была моим хобби, которое переросло в основную любимую деятельность. После обучения я участвовала в разработке резьбы «Россиянка, это отдельное направление, делала для учебного пособия образцы и работы. «Россиянка» рождалась на одном дыхании, этот тип резьбы очень люблю до сих пор. Самое удивительное то, что это еще не предел: техника развивается и, думаю, что через 4-5 лет мы увидим какое-то невероятное продолжение. «Россиянка» геометричная и одновременно очень нежная, очень разнообразная, напоминает мне калейдоскоп. Если смотреть на изделие под разными углами, у него будет разный рисунок. Выделяются какие-то моменты, какие-то прячутся.


Как начался ваш творческий, а потом и профессиональный путь в этом направлении?

Случайно попала на выставку много-много лет назад. И я влюбилась, решила научиться этому, занималась резьбой два года, а потом Шамиль уже пригласил меня преподавать.

У вас очень красивый филигранный стиль работ, орнаментальный…

Он родился совершенно случайно и вырос в целое направление. Мы создали книгу по этому стилю, она не просто рассказывает о резьбе, а является учебником, поэтапно раскрывающим всю технологию.


Есть ли у вас какая-то особенно любимая работа, которую вы делали с определенным внутренним замыслом?

Вот эта ваза. Она очень интересно появлялась на свет. Шамиль дал мне вазу и сказал «вырежи».  Спросила: «А что вырезать?» «Рябину». Ваза начала вырезаться сверху. В моем понимании просто рябину вырезать показалось немного скучновато. Так снизу появилась трава, а в середине малина. Ведь она делалась в течение пяти лет, с остановками, потому что большую масштабную работу сложно сделать сразу — от нее нужно отдыхать, потому что в какой-то момент перестаешь видеть.

Нужно отдохнуть, перезагрузиться, переключиться на какую-то более мелкую работу и потом снова вернуться к большой. Эту вазу я рисовала кусками, вырезала один, потом к нему додумывала следующий. Все эти пять лет она, можно сказать, зарождалась.


Нужно ли как-то специально обустраивать рабочее место?

Нет. Самый обычный стол, любой. Но здесь очень важно освещение. Если я куда-то выезжаю, то кроме инструментов и самого изделия беру с собой лампу.


Какую тематику вы чаще всего используете в своих работах?

Я очень люблю растительные орнаменты, восхищаюсь пластикой растений: веточки, листики, изгибы, повороты, скручивания, травинки…


А чем обычно покрываются готовые изделия?

Чаще всего обыкновенной морилкой. А расписываем мы их аэрографом, полусухой краской.


Где вы черпаете вдохновение?

В природе. Часто специально выхожу в сад, на даче, наблюдаю. Если есть задумка, но нет натуры, можно посмотреть фотографии в интернете, это тоже помогает в творчестве.


Чтобы создавать такие вещи, нужно ли обладать художественным талантом?

Да, очень важно увидеть готовую вещь «в своей голове», представить ее в объеме. Бывает и так, что задумка одна, а получается в итоге что-то, что отличается от первоначальной мысли. Вещь сама подсказывает в процессе творчества. Именно поэтому я не сразу делаю свои работы, важны перерывы. Отвлечься, потом снова посмотреть свежим взглядом.


Какие породы дерева используются для создания работ?

Липа. Это мягкая пластичная порода позволяет делать уникальные вещи.

Какие качества нужны, чтобы заниматься таким ремеслом?

Усидчивость, это самое первое, и, конечно, терпение, скрупулезность.


Что появилось в вашей жизни благодаря «Татьянке»? Это ведь не только любимое дело?

Это очень любимое дело. Я скучаю по нему, если какое-то время не занимаюсь. У меня всегда рой мыслей, идей и очень хочется скорее их воплощать, тянет создавать что-то новое, интересное, это уже такая органичная часть моей жизни.


Выхожу домой, когда уже начинает смеркаться. И в сердце разливается тепло от душевной беседы, от увиденной красоты и от восхищения тем, насколько богата Россия талантами, настоящими мастерами, искренне любящими свое дело. 

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.