#ДОБРЫЕ ДЕЛА #СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Автор: Егор Кузьмин
г. Новосибирск
Будьте собой, и позвольте другим быть собой.
Наталья Долгова
Текст написан от лица автора проекта Егора Кузьмина.
С подругой моей тети, Натальей Дмитриевной Долговой, мы знакомы давно. Семья Падалка (это девичья фамилия Натальи) жила на станции Урываево, которую я считаю родиной своих предков и часто там бываю.
Наталья Дмитриевна – необыкновенно деятельный, энергичный, общительный человек. Мне давно было интересно побеседовать с ней о её жизни, но из-за большой загруженности Натальи мы не могли встретиться с ней почти год.
Для меня это было самое необычное из моих интервью, так как я сидел у моей тети в домашней футболке и шортах, рядом бегали мои племянники, а тетя делала Наталье прическу. Но я считаю, что именно в такой обстановке ведутся самые задушевные разговоры.
– Наталья Дмитриевна, давайте начнем с Вашего детства? Где вы родились?
– Я родилась в поселке Заря Панкрушихинского района Алтайского края. Когда мне было три года, мой отец Дмитрий Гордеевич и мать Надежда Клавдиевна с детьми переехали на станцию Урываево. Я себя считаю жительницей Урываево, так как прожила там до девятнадцати лет.
– В какой школе вы учились?
– До пятого класса я училась на станции Урываево, в малокомплектной школе. Что такое малокомплектная школа? Это когда в одном кабинете одновременно учатся три класса, первоклассники пришли к первому уроку, второклассники ко второму, а третьеклассники к третьему, при этом у одних музыка, у других литература, а у третьих математика. Так и учились!
В пятый класс я перешла из третьего, в школу в селе Урываево, которое находится в девяти километрах от станции. Бывало, что машина, довозившая детей до школы, буксовала, и приходилось идти пешком, старшие несли младших на руках. В то время нам это казалось приключением, и нам нравилось так добираться до школы.
– Был ли у вас самый любимый предмет?
– У меня не было в школе любимого предмета, так как из-за маленького педагогического состава очень не хватало достойных учителей. Допустим, была учительница по литературе, Мария Семеновна Тарасова. Она хорошо знала свой предмет, но вела себя с детьми высокомерно.. Если бы она была более адекватной, то возможно я стала бы писательницей.
Несмотря на вредность некоторых учителей, я все равно хорошо училась, потому что быстро все усваивала. Я могла на перемене на коленях написать домашнее задание, за урок успевала написать два сочинения, себе и подруге.
По-настоящему меня заинтересовали какие-то предметы, только когда я поступила в Карасукское педагогическое училище. В первую очередь это были русский и литература. Как раз-таки благодаря личности преподавателя. Ирина Геннадиевна Баженова полностью отдавала себя своему предмету. Также она вела театрально-игровую деятельность, в которой я участвовала.
Второй предмет-это психология. Её вела Татьяна Васильевна Маркова, которая после окончания факультета психологии МГУ, и Московского института психологии по распределению попала в Карасукское педагогическое училище. Она была колоритной женщиной, которая хорошо и интересно вела свой предмет.
С шестнадцати лет я увлеклась психологией настолько, что вопроса, кем быть, и не возникало. Сразу решила, что буду психологом! Но сначала нужно было получить среднее образование.
Стоял выбор между Камнем-на-Оби Алтайского края и райцентром Карасук Новосибирской области. Карасукское училище было более продвинутым для того времени. Там была экспериментальная площадка с более широким спектром новых специальностей, и я могла стать не только учителем начальных классов, но и вести кружки, закончив факультет театрально-игровой деятельности.
Спустя четыре года обучения по специальности «учитель начальных классов», я вернулась в Урываево и стала работать в родной школе. Зачем я туда пошла?
В училище была такая история: мне нужно было сдать экзамен по специальности «театрально-игровая деятельность». Мы ставили спектакль по мотивам повести В.М. Шукшина «До третьих петухов», в котором я играла роль Ивана-дурака. И там был такой персонаж – Медведь. Преподаватель, Ирина Геннадьевна, видела его развязным и веселым, а я – уставшим от жизни, и когда я пыталась это как-то донести до преподавателя, она сказала мне: «Падалка, не спорь со мной, вот станешь режиссером, и у тебя медведь будет таким, как ты хочешь». У меня это отложилось в памяти. После окончания училища я вернулась в родную деревню, устроилась пионер-вожатой в школе, проводила праздники. И там я поставила свой спектакль с медведем, грустным и уставшим от жизни. И это было феерично, потому что ни до этого, ни после этого спектакли в Урываево никто не ставил. Год я проработала как культ-организатор, и уехала, потому что хотелось расти дальше.
– Наталья Дмитриевна, а что было потом?
– Я уехала в Новокузнецк к брату. Сначала я хотела устроиться по своей педагогической профессии, рядом был детский дом, и меня тянуло туда. Я как будто чувствовала какой-то кармический долг. Но в начале у меня не было прописки, потом пришлось помогать родным. Нужны были деньги: моя младшая сестра Ольга заболела, а другая сестра – Лена еще училась в медицинском университете.
Мне предложили, пока нет прописки, лепить пельмени. Мне было двадцать лет, я была яркая, энергичная, входила и заполняла собой помещение, любила шутить, рассказывать анекдоты. Я хотела, чтобы всем было весело, и у меня это получалось.
Спустя три года моя сестра Ольга поправилась, Лена окончила медицинское училище, и они переехали в Новосибирск, а я последовала за ними.
Мы с сестрами снимали квартиру на Планировочной, а рядом был коррекционный детский дом №6. Там была свободна должность социального педагога, и я долго ходила к директору Наталье Николаевне и просила взять меня на эту должность, а она все «кормила меня завтраками», предлагала мне пока поработать у них уборщицей.
И я устроилась работать в училище для инвалидов, которое тоже находилось неподалеку. Туда я пришла как культорганизатор, и в первый же день мне поручили провести праздник дня Святого Валентина. Я начинаю разговаривать с людьми и понимаю, что самодеятельность здесь незаслуженно забыта. Ведь что такое люди-инвалиды, причем молодые-инвалиды? У инвалидов и так мало возможностей себя реализовать. На самом деле, они часто глубоко талантливые люди, но у нас политика такая, что мы фокусируемся на недуге и носимся с ним. На мой взгляд, нужно взять ресурс человека, его сильные стороны и работать с этим, и только так можно вывести его на другой уровень развития, помочь стать успешным.
У нас был парень с ДЦП, Евгений Клименко. Он пришел в это училище получать профессию обувщика. Вскоре стало понятно, что он не сможет работать обувщиком, так как у него были слабые руки и он не мог бы даже резать кожу. Но у него был чудесный голос, он прекрасно исполнял шансон. И мы стали его привлекать к выступлениям на сцене. Ему нравилось петь, он стал раскрываться. В какой-то момент он решил все бросить, вернуться к себе в деревню, поскольку обувщика из него не получится. Я уговорила его остаться, сказала, что ему не нужно быть обувщиком, что у него прекрасный голос, и ему нужно петь. Мы с директором училища сделали для него облегченный вариант программы, и он остался. Ездил везде с выступлениями. Позже ему сделали операцию, и он стал гораздо лучше ходить. Спустя несколько лет, он пришел ко мне и сказал, что если бы я не встретилась на его пути, его жизнь сложилась по-другому. Благодаря тому, что он остался в училище и пел, его сольная карьера как певца пошла в гору, его записывали на радио, он много выступал, женился, у него родился ребенок. Сейчас я потеряла с ним связь, но уверена что у него все хорошо, и он живет полной жизнью.
В той же группе обувщиков учился Евгений Тихов, который тоже прекрасно пел. Он к нам пришел из того самого детского дома. Когда наша самодеятельность уже вышла на высокий уровень и мы ездили всюду с концертами, мы приехали в тот самый детский дом, а у них вообще «западала» художественная самодеятельность. Подходит ко мне та самая Наталья Николаевна, она меня не узнала и предложила работу, но я напомнила ей, что мы знакомы, и намекнула что «поезд ушёл». А Женя Тихов не стал обувщиком, он сейчас работает в театре «Глобус» звукорежиссером.
Ещё у нас в училище была девочка, Екатерина Матвеева. Она была очень красивой, и шикарно пела. Она выходила на сцену в наших концертах и была звездой. У нее поднялась самооценка. Сейчас у нее семья и ребенок, и я уверена, что она продолжает выступать.
Мы открывали и закрывали все «Декады инвалидов», мы выступали в саду им. Кирова, в «Глобусе», в 2010 году в конкурсе патриотической песни мы заняли третье место с песней «От Волги до Енисея». Для меня это был недосягаемый уровень, было ощущение, что это происходит не со мной. Я из маленькой деревни Урываево, без музыкального образования, я не знаю нотной грамоты, не умею петь и танцевать, у меня есть только харизма и умение убеждать.
Я просто могу все организовать.
Однажды я подхожу к мужу, который тогда был моим молодым человеком, и говорю «вроде бы, незаметно, но ведь мы делаем людей счастливыми».
Людей, которых считают людьми «второго сорта», но по факту они лучше нас.
– Вы получили образование психолога?
– Да! В 2009 году, уже работая педагогом-психологом в училище для инвалидов, я закончила НГПУ по специальности педагог-психолог.
Когда я заканчивала университет, мне предсказывали, что я все равно вернусь и буду учиться дальше, потому что я не могу работать по данной мне кем-то программе. В какой-то момент я поняла, что мой практический опыт пора объединять с теорией. И через много лет я вернулась и поступила в магистратуру, на дошкольное отделение. Через год мне нужно будет защищать диссертацию.
– Как вы пришли работать в детский сад?
– В училище я работала до декретного отпуска, а после пошла за своими детьми, работать в детский сад. Я была шокирована тем, в каком состоянии находится наше образование в целом, в том числе и дошкольное. В садике пятьсот пятьдесят детей, я – единственный психолог. Такой психолог, который увлекается психологией всю свою жизнь, и который уделяет этому большее внимание. Я не могу подойти лично к каждому ребенку и помочь ему, но я могу научить этому педагогов, и рассказать им, как работать с детьми, как разговаривать с их родителями, как решать психологические проблемы детей, как добиваться педагогических результатов. Я стала работать в этом направлении. Первый год я работала над профилактикой эмоционального выгорания среди педагогов, потом я стала проводить тренинги личностного роста. Постепенно я повышала психологическую компетентность педагогов, и, в принципе, у меня это получилось. Но помимо нашего детского сада, вся система образования нуждается в реорганизации, и она уже идёт в течении двух лет. У меня есть свой взгляд на реформы в образовании, и так как на сегодняшний день, он совпадает с образовательной политикой государства, я продолжаю работать в образовании, мне кажется, что я там сейчас нужна.
Мне во всем нужна структура. Понятная система. Мне кажется, что у меня возникает какой-то импульс, подсказывающий, что вот сейчас надо делать именно так, и я делаю так, как считаю нужным. А благодаря тому, что у меня много упорства и я умею убеждать людей в своей правоте, и люди идут за мной!
Пришла я в детский сад и понимаю, что здесь все не так. Начинаю работать, проходит время, и постепенно я понимаю, что постепенно все становится так, как и должно быть. Порой я и сама не знаю, как это получается. Пока, в мои сорок три года, могу сказать, что мой внутренний голос, ни разу не приводил меня туда, куда не нужно.
– Расскажите о своих победах и наградах, которые Вам дороги.
– В 2022 году я учувствовала в конкурсе «Педагог-психолог» и вышла в лауреаты области. Члены жури, были люди с мировыми именами, мэтры психологии Татьяна Леонидовна Чепель, Евгений Владимирович Руденский, и я с ними в прямой беседе отстаивала свою точку зрения! Это был колоссальный опыт, который позволил мне убедиться в том, что я большой практик, но мне не хватает теоретической базы. Я смогла победить благодаря умению вести диалог.
Когда я работала в училище для инвалидов, у меня было много наград: от начальника департамента соцразвития Новосибирской области Сергея Пыхтина, мэра Владимира Городецского, губернатора Виктора Толоконского, потому что мы активно занимались популяризацией самодеятельности среди молодежи с ограниченными возможностями здоровья и достигали больших результатов.
У меня есть благодарственное письмо от начальника департамента образования мэрии Новосибирска Рамиля Ахмедгареева и мэра города Анатолия Локтя.
Я являюсь руководителем методического объединения педагогов-психологов Ленинского района.
Учувствую во всех профсоюзных конкурсах. Кстати, я тоже пишу и даже стала победителем профсоюзного всероссийского конкурса «Профрепортер». Моя статья «Жила-была первичка» о работе первичной профсоюзной организации нашего детского сада заняла первое место.
У меня много почетных грамот и благодарственных писем, но у меня нет каких-то особых амбиций, я это воспринимаю просто: сделала и сделала, победила и победила. Я состою в сильной команде педагогов, с которой мы участвуем во многих конкурсах и часто побеждаем. Например, мы участвовали в конкурсе «Здоровые решения, здоровые практики», пытались выиграть восемьсот тысяч, чтобы создать эко-тропу. Заняли шестое место, в Екатеринбург ездили представлять свой проект, но не смогли победить, выиграл парень, который создавал лекарство от сахарного диабета.
Во многих конкурсах я участвовала именно в команде.
– Расскажите о своей семье. Расскажите, как вы познакомились с мужем?
– С моим мужем Алексеем мы познакомились на Новый Год. Долгое время мы общались как друзья, потом начали жить вместе, прожив десять лет, мы поженились, у нас родилась дочь Даша, а позже сын Саша. Вместе мы уже восемнадцать лет
Наши отношения складывались, может быть, не так, как у многих пар. Я всегда иду за своими интересами, и мой супруг это мне позволяет. Он оплачивал мои тренинги. Сейчас у нас маленькие дети, которые занимаются спортом. Их нужно отвести и привести. И когда я пришла к мужу, и сказала что хочу пойти на магистратуру, первая его реакция была отрицательной. Потому что все это ляжет на его плечи. Либо он меня очень любит, либо я умею убеждать, но вскоре он все-таки согласился. Также, когда я участвовала в конкурсах, он очень мне помогал и поддерживал. И так в течение всей нашей жизни. Наши отношения складываются так, что мы идем вместе. Наш брак - это взаимное уважение друг к другу. Он достаточно уважительно относится к моим занятиям и увлечениям, а я к его.
У нас довольно крепкая любовь. У нас с ним была дружба, страсть и сейчас нежность, а все это вместе я назову любовью. Он никогда не дарил мне букеты, не стоял на колене, говоря «выйди за меня замуж». Когда меня спрашивают, «расскажи, какой у тебя муж?», я могу с уверенностью ответить: «Надежный!»
Когда Саше было два года, я вышла на работу, и у меня был комплекс вины, из-за того, что дети предоставлены сами себе. Как истинный психолог, я пришла за помощью к своим коллегам, избавляться от чувства вины через тренинги, и мне пришло озарение. Наша семья – это уважение интересов каждого. Каждый из нас сам по себе интересен, у каждого свое увлечение, и мы ничего друг другу не запрещаем и во всем друг друга поддерживаем.
– Какие у вас дальнейшие планы?
– В будущем, скорее всего, я пойду преподавать, транслировать свой опыт совместно с теорией. Возможно, буду проводить практические занятия и тренинги. Никогда не мечтала уйти в частную практику, хоть мне это предрекают. Я прекрасно понимаю, что я могла бы помогать богатым семьям и хорошо на этом зарабатывать, но моя стезя – простые дети.
– Есть ли у вас рекомендации детям, их педагогам и родителям?
– Важно, чтобы у каждого человека была наполненность. Наполнить детей могут помочь родители, грамотные педагоги. Наполненность – это наша способность жить и выживать. Люди пустые и люди «с начинкой» очень отличаются по всему. По взглядам, по поведению, по поступкам. Моя рекомендация такова - заботьтесь о том, чтобы ваша наполненность была вам интересна, комфортна, чтобы в ней была гармония, чтобы она была именно вашей, а не той, которая навязывается извне. Та наполненность, которая идет из семьи, а ты потом всю жизнь её совершенствуешь.
Позвольте детям быть самими собой и не пытайтесь их переделать. Нужно помогать им развиваться, но не нужно перекраивать их под себя, под свою модель мира. Будьте собой, и позвольте другим быть собой.
– О чем бы вы хотели сказать, о чем я вас не спросил?
– Жизнь меня сводила с умнейшими людьми. Хочу сказать спасибо всем тем, кто встречался на моем пути. Друзьям, родственникам которые меня чему-то научили. Каждый из них сделал меня той, которой я являюсь. Благодаря им я в чем-то выросла, в чем-то поняла свои ошибки. Без них я была бы не я!
Поделиться фото
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.
Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.
Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.
«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.
Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.