#МОЛОДЫЕ ЭНТУЗИАСТЫ #ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Автор: Ирина Ланских
г. Серпухов
Интервью с Кириллом Назаровым, неординарным молодым художником из Серпухова, который мечтает показать людям в своих картинах самые разные уголки России в их мельчайших деталях и уверенно идет к своим целям. Это была необычайно интересная и вдохновляющая встреча, во время которой он рассказывал о своем стремлении видеть во всем красоту и открывать ее людям. Кирилл поделился своим рецептом счастья и объяснил, как ему удается все успевать. На картинах молодого художника чаще всего можно увидеть православные храмы, а также другие архитектурные сооружения, в которых отражается русская душа.
Кирилл Назаров путешествует по стране со скетчбуком и красками в рюкзаке, ищет красоту везде и делится позитивным взглядом на все, что его окружает.
На презентации своей персональной выставки он увлеченно рассказывал о каждой картине, о личных впечатлениях от работы на пленэре в самых красивых городах России.
Мы поговорили с молодым талантливым художником из подмосковного Серпухова о творчестве, поиске своего рецепта счастья и о том, что дает силы вставать по утрам и идти к цели.
Поделиться фото
Кирилл, в январе в Пущинском музее прошла Ваша выставка «Пленэр – новый взгляд на обыденность». Это первая персональная экспозиция или уже бывало такое?
- Случалось, но в рамках обучения в художественной школе имени Бузовкина. Там были организованы две персональных выставки с работами, которые написаны на стекле. А картины, созданные мной в путешествиях, выставлялись в этом году впервые. В экспозиции было представлено 30 пленэрных работ.
Какие по этому поводу ощущения? Вы довольны?
— Я в восторге! Некоторое время назад я еще не до конца понимал, для чего нужно выставляться, но теперь, организовав эту экспозицию, понял, что это очень важно для художника.
Виды каких городов были представлены на картинах, размещенных на выставке?
— Санкт-Петербург, Казань, Москва, Серпухов, виды на храмы в Подмоклово и Дубровицах под Подольском, а также Сергиев Посад, Ростов Великий, Владимир. В процессе творчества я пришел к тому, что мой любимый сюжет – это архитектура. Поэтому выставка была посвящена городам, которые я изображаю, путешествуя с блокнотом для рисования.
С чего начинается создание картины на пленэре? Как Вы выбираете вид и ракурс?
— Я регулярно бегаю по утрам. Поэтому во время пробежки по городу, в который приезжаю, сначала осматриваю местность. Ракурсы, которые мне понравились, беру на заметку, и потом уже спокойно возвращаюсь со стульчиком и красками и сажусь рисовать те виды, которые вызывают у меня прилив вдохновения.
Некоторые картины частично дорабатываю дома, но большая часть пишется целиком на природе, чтобы погрузиться в атмосферу, создать колоритный сюжет, найти красивые тени, передать детали. Для этого я возвращаюсь на одно и то же место несколько раз в день. На выполнение одной работы обычно уходит примерно три дня.
Вы обучались искусству фотосъемки. Эти навыки помогают при работе на пленэре?
— Да, навыки поиска композиции и цветокоррекции очень пригодились. Это дает понимание, что можно добавить в работу, что подойдет, а что – нет. Фотографы тоже часами ждут на природе подходящего освещения, облаков, погоды. Но именно рисование дает мне возможность долго смотреть на объект и наслаждаться красотой, никуда не спеша.
Я работаю акварелью с добавлением акрила. Бывает такое, что резко меняется погода. Например, когда появляется солнце и я понимаю, что в ясный день этот вид выглядит идеально, смываю краски и полностью меняю атмосферу на картине.
Раньше я просто изображал красоту, а теперь осознанно выбираю время года, которое наилучшим образом характеризует место, изображаю героев, которые формируют среду.
Бывает ли, что, смотря на законченную работу, Вы вспоминаете, что настроение в момент ее создания было не очень хорошим? Или вы всегда на подъеме?
— В путешествиях — всегда! Пленэр помог мне понять: важно не то, что вокруг нас происходит, а то, как мы на это смотрим. Раньше меня могли пугать плохие погодные условия, а теперь я смотрю на все с положительной точки зрения, и это позволяет мне создать свою атмосферу там, где кто-то другой уже разочаровался.
Живопись помогает фокусироваться на том, что важно, не замечать того, что вызывает напрасные негативные эмоции. Я создаю картины, выбирая самое положительное из моей поездки, добавляю в сюжет множество деталей, которые вызвали приятные воспоминания. Например, в Суздале я катался на карете и позже добавил ее на картину. Даже понравившийся сувенирный магазинчик или пекарня с вкусными пирожками не остаются без внимания.
В будущем планирую вписывать в картины конкретных персонажей - людей, с которыми познакомился, общался в тот период времени, даже если их не было со мной в путешествии.
Что можно увидеть на Ваших работах, кроме архитектурных видов?
— Я часто получаю заказы на изображение животных, натюрмортов с цветами. Несколько раз рисовал цветущую японскую сакуру. На заказ я пишу картины на стекле. Но самое большое удовольствие получаю именно от архитектуры и работы на пленэре.
Расскажите о Вашей технике работы по стеклу. Каковы ее особенности?
— В ней используются специальные акриловые краски. Все началось с того, что во время учебы в художественной школе меня привлек витраж. Мы тогда пробовали все материалы, в которых только было можно творить.
Работая в технике витража, я начал ее модернизировать, потому что мне ближе реализм. Стал думать, как добавить его в декоративную роспись. Поменяв подход к витражу, я пришел к этой технике росписи по стеклу.
Я смешиваю жидкие краски с контурами в нужной консистенции, чтобы добиться максимальной реалистичности. Это дает возможность создать разную фактуру и маски. И такая полная свобода позволяет добиваться необходимых эффектов, в том числе определенного объема.
Это Ваша авторская разработка?
— Я не знаю, кто еще так работает, я не встречал. В этой технике я чаще всего создаю картины на заказ, а пленэрные работы выполняю акварелью, так как ее удобнее брать с собой.
Как зарождалось Ваше увлечение живописью? Это было в детстве?
— Да, это с самого детства со мной, сколько себя помню. Постоянно был с красами и что-то рисовал, чаще всего животных. Все мои самые яркие детские воспоминания связаны именно с рисованием.
Дальше было обучение в художественной школе, куда меня отвели родители. После ее окончания я учился там у своего преподавателя в мастерской пастельной графики, где мне удалось усовершенствовать свою роспись по стеклу.
Потом я ездил на курсы при Московском архитектурном институте, там изучал черчение и рисунок.
Кто привил вам серьезный интерес к живописи?
— Малахова Татьяна Петровна - я ее обожаю! Это мой любимый педагог из художественной школы. Во многом благодаря ей все и реализовалось. Татьяна Петровна внесла большой вклад в мои профессиональные навыки, видение мира в творческом ракурсе. Она помогала мне организовывать выставки работ по стеклу. Мы общаемся и сейчас.
Есть ли мастера, работами которых Вы вдохновляетесь?
— Это Сергей Николаевич Андрияка, который вывел акварель на масштабный мировой уровень. Я обожаю его работы, его видение и подход.
Также люблю творчество художницы и педагога Елизаветы Залегиной. В своих реалистичных натюрмортах она максимально передает объем и текстуру предметов.
Помимо художников, я вдохновляюсь книгами. С удовольствием читаю произведения Джона Стрелеки про путешествия и вдохновение, которые для меня открыл директор школы.
Как вы пришли к тому, что формат пленэра – именно то, что Вам нужно?
— Сначала я не понимал, для чего все это, когда можно рисовать по фотографиям. Примерно три года назад вышел с художественной школой в очередной раз на пленэр к монастырю в Серпухове. И мне вдруг очень понравилось, несмотря на ветреную погоду. Я решился отправиться в свою первую самостоятельную поездку именно с целью порисовать с натуры в незнакомом месте. Это было Коломенское. И там я понял, сколько всего упускаю - невероятные эмоции, свежие ощущения… С этого момента влюбился в пленэр и стал устраивать себе такие путешествия чаще.
Что больше всего впечатлило Вас в Казани?
— Мечеть Кул-Шариф поразила меня своим масштабом и красотой, как только я зашел на территорию Казанского кремля. Также понравилось рисовать Старо-Татарскую слободу - тихий старинный район в центре прекрасного города.
Путешествие в Казань стало моей первой арт-поездкой на большие расстояния. Именно там я понял, что это интересно и может быть полезным опытом для других людей. В Казань хочется возвращаться снова и снова.
Чем хорош для художника Санкт-Петербург?
— Это настоящий рай, особенно для тех, кто пишет архитектурные сюжеты, как я. Там можно даже не выбирать ракурсы, просто садиться и рисовать, потому что со всех сторон окружает невероятная красота. В Санкт-Петербурге люблю Исаакиевский собор и эти изгибы рек, вдоль которых распложены идеальные здания.
Пока я изображаю самые известные места, так называемые визитные карточки, но планирую возвращаться и искать новые сюжеты. Чтобы создать цельное впечатление о городе, мне нужно приехать туда несколько раз. При этом нет стремления постоянно посещать новые места, где я еще не был. Я возвращаюсь и снова проживаю чудесные мгновения.
Какой город Ваш самый любимый?
— Меня манит Казань, туда хочется возвращаться снова и снова. У нее есть душа, и именно перед поездками туда я ощущаю это волнующее предвкушение путешествия.
А если говорить о том, в каком городе хотелось бы жить, то это Москва. Там больше возможностей и активностей, проходит множество выставок. Она комфортна для рисования, я получаю там удовольствие от общения с людьми. В центре Москвы особая энергетика.
Мне нравится, когда нет времени отдохнуть. А если все же хочется побыть в тишине, покупаю билет, например, в Сергиев Посад и рисую там несколько дней, чтобы вернуться в нужное состояние. Но и в больших городах можно найти тихие уголки и наслаждаться ими. Я могу путешествовать в одиночестве, с друзьями или с родственниками, но всегда со скетчбуком в рюкзаке.
Есть ли у Вас любимое атмосферное место, быть может, на природе?
— Да, маршруты я выбираю в зависимости от состояния души. Периодически тянет и в спокойные, тихие места. Самые приятные ощущения от рисования на природе были в Подмоклово рядом с Серпуховом, где посреди полей стоит красивейшая церковь, а рядом есть источник. Это очень яркие воспоминания, мне хотелось бы вернуться и туда.
Скетчбук, который всегда со мной, является своеобразным дневником моей жизни, отчетом для меня. Кто-то заполняет фотоальбомы, кто-то делает видео в конце года о том, как он его провел. Мой же отчет - это картины, они навсегда увековечивают моменты, которые я прожил, мои личные впечатления от каждого места в тот момент времени, когда я там оказался.
Поговорим о планах. Каков маршрут Вашего следующего творческого путешествия?
— Я еду в Ростов Великий, буду снова рисовать кремль. У меня есть одна картина с Ростовским кремлем, которая была представлена на выставке. Теперь хочу изобразить зимний вид. Буду рисовать там несколько дней, затем из Ростова выезжаю в Ярославль, а оттуда – в Кострому. Это будет двухнедельное путешествие по городам Золотого кольца.
Какие еще места хотели бы изобразить?
— Есть еще одна мечта, которую я хочу реализовать - поездка в Соловецкий монастырь, расположенный на островах Белого моря. Сам путь туда – это уже приключение. Нужно плыть от Архангельска на корабле к островам. Я очень хочу прожить эти мгновения.
Кроме путешествий, что дарит Вам вдохновение на создание картин?
— Книги, музеи, экспозиции современного искусства, в котором можно найти для себя новые идеи. Я всегда анализирую собственные эмоции, которые испытываю от созерцания.
Каковы Ваши творческие планы на ближайшее время?
— Я коплю работы и хочу прийти к более масштабному проекту, чтобы представить на выставке порядка 100 картин. Мне нравится, что люди, благодаря искусству, делают свою жизнь немного счастливее, видят в ней больше красоты. Хочется давать это миру, делиться впечатлениями, чтобы мои работы радовали людей.
Я совмещаю поездки и творчество с работой и учебой, всегда стараюсь находить какое-то решение, чтобы больше путешествовать. Есть у меня также задумка перейти на более крупный формат картин, чтобы уместить в них больше деталей.
Сейчас я посещаю довольно известные места, но в дальнейшем хочу в своих работах открыть для мира маленькие города, углубиться в Россию, передать в своем творчестве уникальную атмосферу самых разных уголков нашей страны.
Вы пишете книгу. О чем она?
— О том, для чего нужны путешествия со скетчбуком, и как это может поменять жизнь. Потому что это изменило мое видение. Я теперь постоянно замечаю красоту, находясь в творческом поиске. Собираюсь описать в книге свой подход к пленэру, чтобы читатели могли почерпнуть для себя что-то полезное.
Путешествия со скетчбуком позволили мне объединить в одно дело все, что я люблю: историко-архитектурное и художественное наследие России, которое я переношу на свои работы, поиск новых мест, живопись, фотография, психология. Все это реализуется в поездках и дарит нереальное удовольствие.
В моих работах также отражается увлечение каллиграфией. Я подписываю картины специальной каллиграфической кистью.
Планируются ли какие-то еще проекты?
— У меня сейчас в мыслях порядка пяти проектов, которые я хочу реализовать в ближайшее время.
Кроме книги, планирую издать альбом с моими работами, отпечатанными в хорошем качестве, демонстрирующий, как и что можно рисовать.
Также я собираюсь создать проект курса по рисованию. Обучающие материалы и уроки помогут понять, стоит ли заняться живописью, и продемонстрируют, как именно можно это реализовать. Не обязательно, чтобы пользователь курса начал именно выходить на пленэр и рисовать. Главное, чтобы он взглянул на обыденность по-новому.
Хочется, чтобы искусство приносило пользу, чтобы люди поняли, что не обязательно обладать профессиональными навыками, а можно просто попробовать открыть для себя новое и иначе посмотреть на мир.
Основная моя идея заключается в том, что человек должен быть счастливым. Есть он несчастен, значит, что-то делает не так, и нужно это менять. Считаю, что все мы разные, и, если каждый откроет какое-то свое предназначение, мир станет намного лучше.
Вообще, стоит постоянно находиться в поиске своего рецепта счастья. Развитие происходит, когда мы задаем себе вопрос: как же все-таки жить так, как нам хочется? Как приблизиться к этому? И что можно делать каждый день, чтобы быть счастливее и наслаждаться моментом? Я смогу дать свой рецепт, и, возможно, он кому-то будет полезен.
Близкие поддерживают Ваши начинания?
— Да, сейчас даже активно. Поддерживали всегда, но раньше говорили, что лучше стать архитектором, что несерьезно быть художником. Теперь, конечно, радуются за меня. Через год или два я действительно планирую поступать в архитектурный институт, но не знаю, стану ли архитектором. Это точно улучшит мои навыки рисования, а если мне понравится проектирование, то буду развиваться и искать себя в этом направлении. Но бросать рисование не стану. Уверен, что оно будет со мной на протяжении всей моей жизни.
Возможно, у вас впереди – инновационные проекты в области дизайна и архитектуры?
— Да, сейчас я изображаю красивые места России, а потом смогу создавать новые.
А пока хочется больше путешествовать, проживать чудесные моменты, запечатлевать их, а также печатать картины на сувенирной продукции - открытках, путеводителях. Уже ведутся переговоры с издательствами.
Еще одна задумка – это интересный проект о Серпухове для детей, о котором скоро станет известно.
Чтобы уделять время всем делам и целям, нужен большой внутренний ресурс. Каков Ваш секрет гармонии?
— Мой секрет — это здоровый образ жизни, он и дает мне энергию. Я стараюсь не злоупотреблять сном, чтобы все было в меру, бегаю по утрам, чтобы зарядиться энергией и быть в форме, не имею вредных привычек и правильно питаюсь. Все это дарит огромное количество сил.
А бывает, что вдохновение не приходит?
— Я очень давно с этим не сталкивался. Такое случалось, когда я не прислушивался к себе и делал то, что мне не интересно. Я стараюсь минимизировать в жизни количество слов «надо», «нужно», «должен». У меня основные слова – это «хочу», «наслаждаюсь», «люблю», «мне это нравится», «это делает меня счастливым». Вот тогда человек начинает смотреть на мир по-новому и не возникает никаких депрессивных состояний. Ведь то, что мы действительно должны – это быть счастливыми.
Человеку нужно что-то масштабное, что будет заставлять его вставать по утрам, двигаться в своем направлении и давать ему ощущение, что все не просто так. Должна быть большая идея, цель, которую невозможно достичь, но стремление к ней будет сопровождать каждый день на протяжении всей жизни.
Моя глобальная цель - делать мир красивее, помогать людям замечать это. Каждое мое действие направлено на то, чтобы добавить больше красоты в жизнь каждого из нас.
Пожелайте что-нибудь начинающим художникам и путешественникам.
— Я желаю наслаждаться каждым моментом, быть собой и наполнять свой день множеством прекрасных мгновений и всем тем, что делает счастливыми именно вас!
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.
Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.
Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.
«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.
Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.