К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#МАСТЕРА #СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Берестяных дел мастер

Непримечательное здание в центре Кронштадта. Стоит на перекрестке улиц. Словно портал перед нами открывается черная железная дверь одного из домов.

Темно. Ловким движением руки наш проводник включает свет в помещении. Окна закрыты жалюзи. Тусклый свет осветил то, ради чего мы пришли.


Автор: Дарья Пронжилова
г. Санкт-Петербург

Стена мастерской при входе

Каждая из стен увешена работами из бересты. Слева от нас целый ряд различных чудных шапок. Повсюду как маленькие, так и большие фигурки. В стороне виднеется целая берестяная люлька.
Наш таинственный проводник – это Валерий Михайлович Сартаков, – кронштадтский народный мастер, специализирующийся на бересте. Сегодня он читал нам лекцию в библиотеке, представлял свою выставку. Я и раньше видела берестяные изделия, но таких, какие делает Сартаков – никогда. Маленькая туфелька на каблуке. Детские игрушки. Венец. Плетушки. Даже головоломки. 

Одно из изделий Валерия Сартакова

Журналистская совесть не позволила упустить такого интересного человека, поэтому я увязалась за ним с просьбой дать мне интервью. Тихая беседа привела нас в его мастерскую.
Валерию чуть больше шестидесяти. Невысокий, с бородой. На левой руке у него отсутствует несколько пальцев. Он мне напомнил старика Хоттабыча – он же тоже чудеса творил в сказке. Здесь же, в его мастерской просто не знаешь за что зацепиться взглядом. В растерянности оглядываюсь по сторонам. Валерий замечает это и проводит нас дальше. 
Валерий Михайлович Сартаков

Обращаем внимание на стены маленького прохода. Они заклеены бумагами и фотографиями. Афиши выставок еще с двухтысячных годов. Дипломы и благодарности. В углу висит берестяной костюм: плащ и шапка.
– А это моя племянница. Видите, не хоть бы где ее напечатали, а на плакате избирательной комиссии Ленинградской области, – улыбаясь, указывает Валерий Михайлович на изображение девочки в берестяных украшениях.
Валерий указывает на фотографии и дипломы в своей мастерской

Вглядываюсь в стены. Вижу маленькую фотографию женщины в берестяном купальнике. “Ого, даже так...”, – отвожу смущенный взгляд.
Большая светлая комната. Посередине стол с креслом. Над ним висит портрет президента и подаренный из запасников Эрмитажа российский герб. Рамок на стенах еще больше. Пестрые афиши выставок, грамоты, дипломы, огромное количество фотографий еще с советских времен закрывают собой обои.
Валерий показывает многочисленные награды и фотографии

Не успеваем заметить, как Валерий Михайлович уже показывает нам какую-то досочку.
– Я же сначала резьбой по дереву занимался, только потом стал уделять много времени бересте. От резьбы отошел, вот и не закончил этот узор. Тут должно было быть такое деревянное кружево, видите?
Одна из работ Валерия

Пока разглядываем резьбу, уже слышим голос из-за спины. Сартаков показывает старую книжечку и горделиво говорит о том, что здесь напечатана его статья. В ней мастер призывает создать организации внешкольного воспитания.
Валерий Михайлович признается, что его сильно трогает эта тема, в первую очередь, как мастера такого редкого промысла:
– Сохранять и передавать знания, тем самым вкладываясь в культуру, – это ведь намного дешевле, чем потом тратить огромные деньги на археологию и все восстанавливать! – Сартаков разводит руками и убедительно смотрит на нас.
Фотографии Валерия в мастерской

Дипломы и афиши – не только на русском, но и на других языках! Французский, английский. Тут на столике и швейцарский путеводитель по Петербургу. По три выставки за год в зарубежных странах у Сартакова было. Даже китайская виза где-то спряталась.
Сосредоточенно ходим и рассматриваем каждую фотографию. Тут берестяных дел мастер за работой. Там с кем-то обнимается и смеется. На другой на празднике за столом сидит. На выставке в красной рубахе и берестяной шапке позирует.
– Девочки, а примерьте шапки! – восклицает Валерий Михайлович.
Мастер протягивает нам невероятные берестяные вещи. Шапка с огромными длинными рогами, как у Малефисенты. Берестяная шапка-ушанка. Какой-то маленький головной убор, похожий на кокошник.
Валерий предложил померить фартук подруге Марии, с которой мы пришли в его мастерскую

Сартаков приносит и предлагает примерить мне берестяную жилетку. А сам достает фартук. Кожаный длинный с берестяными квадратами. В этом фартуке больше тысячи стежков! В общем целый берестяной модный приговор. Под наш тихий застенчивый смех он нас фотографирует и приговаривает, как это все мастерил.
Не замечаем, как пролетает время.
Наша экскурсия в новый мир подошла к концу. Мы прощаемся с этим невероятным человеком. Он, конечно, очень не хочет нас отпускать.
Идем по тихой улице, а в руках у нас пакет с пирожками. Валерий Михайлович угостил.

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Северные края России

Юлия Черемная расскажет о замечательном крае Архангельской области, а именно в селе Красноборск и о её жительнице, восьмилетней Алевтины Волковой. Село это находится недалеко от города Архангельска, в нём протекает река, есть маленькая роща, в которой всегда приятно укрыться от знойного солнца. Есть в этом селе и одна девочка, о которой пойдёт речь.

Единственный житель деревни

Деревня Тямле Чишма расположена в живописнейшем месте природы. Когда-то здесь насчитывалось около 30 хозяйств, в фермах содержались свиньи, коровы, лошади. После объединения колхозов фермы закрылись и большинство сельчан остались без работы. Многие сельские жители были вынуждены покинуть родные места и отправиться в поисках работы в чужие края. Заброшенные участки и полуразрушенные дома… Деревне грозило полное исчезновение, она могла остаться только в народной памяти. К счастью, прожившие всю жизнь в городе, воспитавшие детей супруги Роза и Нурулла Гайфутдиновы, вернулись сюда 17 лет назад. В настоящее время хозяйка в основном проживает в Казани, а вот глава семейства круглый год живет в деревне один. На днях мы побывали у Нуруллы абыя и справились о его делах.

Чужих детей не бывает

Материал о матери, которая воспитывает приемных детей. К своим родным дочке и сыну она взяла на воспитание четырех детей. Затем — еще еще троих. Даже после смерти главы семейства она никому не отдала детей.

Они живы!

Мы приехали искать причины вымирания народа, а нашли живую культуру.

Успеть за 24 часа: самарская певица Юлия Гаврилова рассказала о своем творческом пути

Юлия Гаврилова — обычная девочка из села Кинель-Черкассы Самарской области. Любовь к музыке творит чудеса: за плечами юной исполнительницы 31 гран-при международных конкурсов, а ей всего 14 лет. Еще будучи совсем маленькой, она пошла по стопам своего деда. С тех пор Юля и сцена неразлучны.

Тайны хранителя Ясной Поляны

«Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и мое отношение к ней».