К ДРУГИМ
ФОТОГРАФИЯМ
НА ГЛАВНУЮ

Дом Памяти

#СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ #ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Автор: Анна Садовникова
г. Севастополь

История в двух частях.

Мы — в мире, созданном вне воли человека.

И пусть он гость,

но быть никак не может без претворения в природе

той песни, что в душе его поет.

Витальностью своей подобен он огню,

который топливо любое во имя света и тепла вбирает.

Порой взойти и расцвести судьба велит в трагические годы.

Тогда испепеляя смерь и жизнь питая,

дано соткать цветущий сад на дрогнувшей земле.

Его тем паче —

проживая чреду свершений и утрат,

мгновений счастья и печали,

мечтой влекомым или вопреки забвенью —

завещано беречь,

оберегать,

оборонять...

Как путеводная звезда, как знамя, гимн—

он будет согревать и освещать путь пройденный,

и направлять других на свет.


Текст написан от лица автора проекта Анны Садовниковой.

Часть первая.

Шевкие Абибуллаева родилась в крымско-татарской семье в далеком 1924 году близ села Дуванкой (ныне село Верхнесадовое) севастопольского района. Потом семья переехала в соседнюю деревню Камышлы (Дальнее) так же недалеко от Севастополя. Девочкой она пережила голод 33-го года.

Училась в колхозной школе и техникуме на агронома, прослушала шестимесячные медицинские курсы. Техникум был в селе Цурюктау под Старым Крымом, где жили немцы, которые приехали в Крым еще при Екатерине. Там научилась немного говорить по-немецки.


В 1941-м году, когда первые бомбы стали падать на Севастополь, рядом с селом, где жила 16-летняя Шевкие, стоял 3-й морполк. Получив отказ комиссара зачислить ее, комсомолку, в ряды подразделения, девушка стала помогать военному врачу полка. С октября она уже была в рядах отступившей под Севастополь легендарной 25-й чапаевской дивизии.


С крымско-татарского языка «Шевкъие» означает «милосердная». Имя свое девушка оправдала делом — стала санинструктором. Забирала раненых с передовой. В части ее ласково называли Шурой.

«Солдатики слушали, как я смешно разговариваю, с акцентом...»

«Шурочка, держи мои руки, когда операция будет», — рассказывала, спустя много лет, старушка про то, как возила раненых в медсанбат Инкерманских штолен.

Умирающие называли адреса, просили передать родственникам, что они погибли, защищая Севастополь. Оставляли девушке свои личные вещи.

«Кого-то нужно было полностью раздевать перед операцией. Первое время я раненых бойцов стеснялась — молодая была. Главный врач говорил мне, что я должна не стесняться, а перевязки делать», — вспоминает Шевкие.

Когда Севастополь был окружен немецкими войсками, санитарная часть отступила в район Херсонесского маяка. Лекарств не было — мочили соленой водой тряпки и прикладывали к ране. Соленая вода не давала гноиться.

«...Севастополь бомбили по 500 самолетов. Они бросали на город бочки и рельсы. А когда рельса летит, от нее такой звук, что кажется, будто небо сейчас взорвется. От этого звука была страшная паника. Нам приказали эвакуироваться из Камышовой бухты. Подошел корабль, мы погрузили туда раненых, но в нос корабля попала бомба, и он утонул.»

В немецком плену, видела командующего вражеской армией — генерала Манштейна. Сумела с помощью местных жителей бежать из плена в партизанский отряд.

«У меня был пароль, девять букв — ПРАСТАДУЕ. Я до сих пор не могу его расшифровать... Еще я ходила в город под видом нищей и считала составы на вокзале. Немцы думали, что я цыганка, и меня прогоняли, но не арестовывали», — вспоминает старушка.

«Когда в родную деревню вошли фашисты, мама ушла в лес с коровой и двумя детьми... Потом я узнала, что ее увезли в Узбекистан во время переселения татар», — рассказывает Шевкие.

Закончила войну в звании ефрейтора. Награждена Орденом Отечествоенной войны I степени, медалями: «За отвагу», «За оборону Севастополя», «За победу над Германией» и многими другими наградами.

После освобождения Севастополя сослуживцы предлагали девушке выйти замуж за русского или грузина, чтобы не быть переселенной из Крыма.

В 1944-м году Шевкие была выслана в Узбекистан.


Девушку ждали три тяжелых месяца заключения. Когда в КГБ поступила информация о месте военной службы Шуры, её отпустили. Также уже в 1945 году, через КГБ Шевкие нашла маму, бабушку и сестру в Наманганской области Узбекистана. И осталась там в больнице работать медсестрой. Успела потрудиться бригадиром и табельщицей в хлопководстве. Многие из участников севастопольских событий поехали в Ташкент командовать переселенцами. Один из генералов контрразведчиков оказался однополчанином девушки. Помог, сказав ей: «Шурочка, езжай в Самарканд, там климат похож на крымский». Дал направление.


Там Шевкие познакомилась с мужем-азербайджанцем, тоже военнослужащим. Судьба подарила им двоих детей и всего пять лет совместной жизни. В следствии череды событий Шевкие пришлось вернуться в Самарканд. Только в 90-х одна из дочерей старушки отыскала своего отца, с которым семья была разлучена на 45 лет.

В 66-м году через журнал «Работница» Шурочку нашли однополчане. В начале 70-х Шевкие вернулась Крым. Пустили ее по распоряжению председателя Президиума Верховного Совета СССР Подгорного.


Поселившись в родном селе Камышлы, Шевкие Абибулаева стала местной старожилой, Шурой Камышлынской, хранителем памятных традиций тех героических и страшных дней войны.

Часть вторая.

Мой дедушка, Садовников Михаил Николаевич, во время второго штурма Севастополя в 1942 году командовал 1-й пулеметной ротой Отдельного батальона электромеханической школы Черноморского флота, которая героически удерживала рубежи в районе Мекензиевых гор близ села Камышлы (ныне село Дальнее). В рассказах маме, дедуля говорил о татарской семье, живущей в долине, и девочке Шурочке, к которой в канун наступления краснофлотцы спускались за водой, ходили постирать одежду и помочь по дому.

Уже много лет, в канун Дня Победы, мы приезжали на Мекензиевы горы к памятнику ДЗОТа № 11 первой пулеметной роты. Стало традицией заезжать к Шевкие в долину. Потом вместе с ней поднимались на памятник для проведения субботника. Мы стригли траву, красили ограду, белили памятник, убирали мусор, готовили плов на костре. А бабушка Шура садилась на стул под обелиском, пела, читала стихи и рассказывала фронтовые истории, вспоминала ушедших защитников этих мест.


Иногда к ним присоединялись классы местной поселковой школы.


Воспоминания старушка воссоздала в своем доме, кропотливо реконструировав реальность,в которой она могла продолжить разговор с теми людьми, которых уже нет. Быть может, наконец поведать им о своих переживаниях в те страшные дни или просто сказать, что передала оставленные ей вещи, рассказав их близким о том, как тяжело, но геройски они погибали.


Уходя из реальности воспоминаний, в свою внутреннюю мифологию, она не только снова переживала моменты всеобъемлющего стремления к справедливости и миру, но могла продолжить диалоги и даже цепь событий, придумать самые счастливые из возможных вариантов для своих близких, однополчан, для себя...


Желание к жизни проявлялось во всем. На параде, бабуля не сидела на трибуне —даже в свои 95 всегда «летела с ветерком» в коляске «победного М-72-го».


Будучи рука об руку с мужчинами, она не уронила чести, каждый раз невольно доказывая себе о возможности идти «на равных» в такие жуткие для всех времена. Сочетание всеобъемлющей любви к своей стране, родной земле и почитание этнических традиций, нашло место и в последнем завещании женщины похоронить себя не на мемориальном кладбище ветеранов, а на пригорке — рядом с послевоенными захоронениями советских воинов в родных Камышлах, по-мусульманскому обычаю.


Теперь, как и всегда, в канун Дня Победы, мы приезжаем на рубежи обороны города, чтим память защитников Севастополя. Необходимый ритуал памяти... он тихий, но не менее ответственный самого Дня Победы для меня.

Вместе с этим, я вспоминаю Шевкие.

Уникальная история одной жизни, но в целом, еще раз доказавшая, что трагический этап в истории страны, народа, явился моментом стойкости духа для отдельного человека, проявлением его силы и любви к Миру. Накладываясь друг на друга, жизненные обстоятельства сформировали столь яркую многогранную личность, женственный образ которой хочется сохранить, и, согревая в себе, продолжить в рассказах и фотографиях для последующих поколений.

Текст и фото: Анна Садовникова (г. Севастополь)

Поделиться фото


ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Всегда в пути

«Его внутренняя свобода, детская непосредственность, открытость и доброта привлекают людей не меньше, чем его лирическое очарование его творчества». Фотоистория о самобытном российском художнике, умеющем мечтать и созидать.

«У нас осталась только библиотека»

В селе Белогорское живут всего 25 человек! Местные старательно берегут то немногое, что осталось — библиотеку. О самобытном месте в Саратовской области рассказала Анна Сахарова.

Разгуляй

«Было ощущение, что я знаю всех уже давно и что я здесь желанный гость»​. Яркая фотоистория о жизни маленького района Пермской области.

Благовестник

«В русской традиции каждый колокол — это отдельный оркестр. Он самобытен по звучанию и неповторим». Фотоистория о жизни единственной в Иркутской области школе звонарей.

Первый паралимпиец

Их часто можно увидеть на крупных стартах по лёгкой атлетике и лыжным гонкам . Всегда вместе, рядом. Во время бега их руки связывает особая верёвочка, она помогает сохранять единый ритм незрячему спортсмену и его лидеру. За плечами атлетов – многокилометровые дистанции, на их счету – множество достижений. Это история об одном из них — о первом вятском паралимпийце, его трудовых буднях и памятнике, им созданном.

Суровый русский Диснейленд

После выхода на экран фильма «Левиафан» турпоток в Мурманскую область вырос в 100 раз. Туристы едут в небольшой рыбачий посёлок Териберка, чтобы увидеть северное сияние. Несмотря на все плюсы бурного развития туризма, происходит губительное воздействие на экосистему посёлка и на привычный ритм жизни местного населения.