К ДРУГИМ
ФОТОГРАФИЯМ
НА ГЛАВНУЮ

Дальше только лес

#МЕСТО СИЛЫ #СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Летом 2021 года Олег Колимбет отправился в экспедицию в лесные деревни Брянской области, чтобы узнать, как здесь жили раньше и как живут теперь.

Автор: Олег Колимбет
г. Санкт-Петербург

Улица в деревне Чухраи


Чухраи

После развала Советского Союза в России обезлюдели тысячи деревень. Для них даже придумали специальный статистический термин: «сельские населенные пункты без населения». Чухраи могла постигнуть та же участь. Но каким-то чудом эта глухая брянская деревня, окруженная со всех сторон лесом и болотами, в которой опустевших домов больше, чем жилых, продолжает жить. Уже давно не приезжает автолавка, сгнили колодцы, так и не провели газ — а она живет. 

Этот старый дом в деревне Чухраи был построен в послевоенные годы из деревьев брянского леса. Теперь лес забирает его себе обратно.


Из коренных жителей деревни осталось только трое: Тоня-Почтарка, Настя Шаморная и
Василий-Баптист (в деревне было две основные фамилии — Пресняковы и Балахоновы — и у
местных жителей было принято давать друг другу уличные прозвища).

Антонина Ивановна на кухне у себя в доме в деревне Чухраи


Антонина Ивановна Балахонова с 1975-го по 2009-й проработала здесь почтальоном
(потому "почтарка"), и хоть затем дочери забирали ее жить к себе в город, спустя
несколько лет вернулась обратно в свой дом. «Тянуло сюда душою», — объясняет она.

Муж ее умер еще в далеком 81-м, все хозяйство ведет сама. От хозяйства правда осталось
всего ничего — куры и огород, да и от тех одно расстройство: то картошка подмерзнет, то
морковь погниет, то заяц всю капусту поест, то лиса курицу утащит.

Антонина Ивановна на своем огороде

Кровать в доме Антонины Ивановны стоит рядом с русской печью. В зимние холода она ее протапливает дважды в день — утром и вечером.

Бывший приемный пункт Суземского комбината бытового обслуживания населения в деревне Чухраи. «Село было большенное. У нас же тут был и сельсовет, и медпункт, и магазин, и колхоз. Держали коров, телят. Я поначалу телятницей работала», — вспоминает Антонина

Антонина Ивановна пишет записку для соседей Вадима и Ирины, в которой перечисляет, что ей купить: «Хлеб, батон, аскофен, анальгин».


Настя Шаморная (Анастасия Михайловна Преснякова) уже давно живет без паспорта. Старый советский она потеряла, а от нового долго отказывалась. Когда ее все же уговорили его оформить, кончилось это тем, что она сожгла его в печи, сказав, что ей ничего от государства не нужно. От пенсии отказалась тоже. Живет на то, что бог пошлет, чем люди помогут, что сама вырастит.
Анастасия Михайловна в деревне Чухраи возвращается к себе домой с капустной рассадой.

Внутри заброшенного дома в деревне Чухраи.


Про Василия Балахонова мне рассказывали еще до того, как я впервые его увидел. Например о том, что каждое воскресенье он ездит в районный центр Суземку в церковь евангельских христиан-баптистов (за что его и прозвали «Вася-Баптист»). Но главное — что он делает вкуснейший мед, за которым приезжают даже из других деревень. Правда, когда мы с ним встретились (в доме у Антонины Ивановны), первое, что он мне сказал, это что меда нет: «Холод стоит, какой тебе мед? Пчел нет.» «Как нет, Василь? Я слышала - так летели, аж гудели» - вступила в разговор Антонина Ивановна. Но оказалось, что это были «чужие пчелы», не чухраевские.
Василий Балахонов прилаживает новую телевизионную антенну на крыше своего дома в деревне Чухраи.


Кроме трех коренных жителей деревни, есть в ней и новые лица. Шесть лет назад сюда из Москвы переехала жить Ирина Птицина. Много ли вы знаете людей, которые бросили обустроенную жизнь в большом городе ради жизни в глухой деревне? Ирина, бывший юрист, из таких. «Моя жизнь — это один сплошной проект», — говорит она. Родившись на Байкале, она признается, что ее всегда тянуло в заповедные места.
Ирина Птицына в созданном ей Доме-музее деревенского быта в Чухраях. «После переезда из Москвы в лесную деревню я смогла позволить себе все, о чем мечтала: непосед кошек, собачек, реставрировать старый дом-музей с настоящей русской печкой, купаться в свежей реке, растить диких малышей и выпускать их в природу, гулять босиком по траве, завести пчелок и лакомиться своим медком. Мое счастье – это когда мечты становятся реальностью и нет нереализованных желаний, потому что ты сам творец своей реальности».

В одном из старых домов Ирина создала музей деревенского быта. Кроме того, она
организовала центр реабилитации диких животных «Лесной дом», а затем создала еще и
мастерскую «Лесная сказка» по производству натуральной косметики и декоративных
изделий из дерева. Благодаря всему этому, у Ирины, как и у других жителей деревни,
тоже появилось свое прозвище — «Лесная фея».

Уличная экспозиция старой деревенской обуви во дворе Дома-музея крестьянского быта, созданного Ириной.


Ирина со своей собакой Барбоской на навесном мосту через реку Неруссу, по которому можно попасть на заповедный кордон «Старое Ямное».

 Смелиж

Соседней лесной деревне Смелиж в плане коммуникаций повезло больше, чем Чухраям — после многолетних обращений местных жителей во всевозможные инстанции, сюда, наконец, провели асфальтовую дорогу, а в 2012-м — и долгожданный газ. Во время войны Смелиж считался партизанской столицей, рядом с ним находился главный штаб объединенных партизанских отрядов брянских лесов, аэродром и госпиталь (сейчас там установлен мемориал, посвященный партизанам и летчикам). В 2015-м году деревня получила звание «Населенного пункта партизанской славы.»

Улица в деревне Смелиж. Несколько коров и лошадь пасутся вдоль дороги.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


Но в остальном Смелиж постигла та же участь, что и Чухраи: после закрытия колхоза молодежь покинула эти места, поля заросли, закрылась школа-четырехлетка, а в 2015-м — и единственный магазин. Семнадцать лет в этом магазине проработала Екатерина Ивановна Гуторова.

Екатерина Ивановна у бывшего магазина в деревне Смелиж, в котором она работала продавцом с 1998 по 2015 год. Помимо своей деревни, она снабжала продуктами и соседние Чухраи: «Весной на машине было не проехать, ездили на тракторе понизу, в обход. Я складывала на телегу расфасованные продукты - и ехали. Так даже поверх телеги бывало заливало, такая вода была страшéнная».
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


Так же, как Антонина Ивановна в Чухраях, она — главный хранитель традиций этого места. Рано оставшись без мужа, она одна вырастила сына и дочь. И одна продолжает вести свое хозяйство, или как она говорит — «в одни руки».

Екатерина Ивановна открывает дверь во двор своего дома в деревне Смелиж.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото

Екатерина Ивановна выпускает своих кур на прогулку. Хозяйство у нее может и не такое большое, но хлопотное — огород, куры, кролики, корова и теленок. Раньше еще держала уток.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


На этом фото бычонку Лысику исполнился 1 день. «Сначала была Милка, Милка родила Белку, Белка родила Майку, Майка родила Лыску, Лыска родила Лысика»
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото



Разговаривая с Екатериной Ивановной, я узнал, что названия многих предметов в этих местах часто отличаются от общепринятых. При этом, некоторые из них в разных деревнях называются по-разному, даже в таких близких как Смелиж и Чухраи: «У нас схóдцы (или крыльцо), в Чухраях – гáнки; у нас прут, там —– дубéц». Тяпку в Смелиже называют капаницей, сарай — пуня (или пунька), коровий колокольчик — балабонка.

Летом у Екатерины Ивановны часто гостят внуки. На фото – внук Владислав в гараже.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


Соседи Лариса Чернякова и ее сын Михаил в гостях у Екатерины Ивановны в деревне Смелиж. Михаил – самый молодой из постоянных жителей деревни, ему 34 года.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


Как и в большинстве брянских деревень, церкви в Смелиже нет, поэтому местные жители соорудили небольшую отпевальную комнату (капличку) прямо на кладбище. Священник на похороны приезжает из Суземки
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


Тетрадный лист с текстом молитвы, найденный мной в заброшенном доме в Смелиже.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


По словам Екатерины Ивановны, коренных жителей в деревне сейчас живет не больше 30- ти человек. Многие из них вернулись из дальних мест, таких как Сургут, Тында, Мурманск.
Единственная деревянная лодка на реке Кривой в деревне Смелиж принадлежит Ларисе Ивановне и ее мужу.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


Лариса Ивановна Синявская вернулась в родную деревню из Хабаровска. Участок, на котором находится ее дом, примыкает прямо к реке, которую она очень любит и чувствует себя ее настоящей хозяйкой.

Реку – приток Неруссы – местные жители называют Кривой, хотя на картах этого названия не найдешь. Раньше Нерусса подходила к самой деревне, но за последние несколько десятилетий отодвинулась от нее больше, чем на километр.
Лариса Ивановна и Владик в лодке на реке Кривой в деревне Смелиж.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


Щуренок в погоне за добычей на реке Кривой выпрыгнул на лист кувшинки.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


Лариса Ивановна проверяет рыболовный садок, поставленный неизвестным рыбаком на реке Кривой.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


Заповедник

Судьба Чухраев и Смелижа не уникальна, в соседних деревнях все то же самое: колхозные земли давно заросли, фермы разрушены, работа практически отсутствует. Рассчитывают ли местные жители на то, что когда-нибудь сюда вернется сельское хозяйство и животноводство? Нет, каждый из них полагается только сам на себя. Но несмотря на это, никакой безысходности в разговорах с ними не ощущается. Лес, река, богатый животный и растительный мир этих мест делают жизнь здесь самодостаточной. А после создания в 1987 году заповедника «Брянский лес» появилась перспектива экологического и туристического развития этой территории, и сейчас его посещают не только жители Брянской области, но и других регионов России.

Заместитель директора заповедника «Брянский лес» Екатерина Пилютина в созданном при ее непосредственном участии музее наличников. Наличники были собраны с опустевших и полуразрушенных домов деревень, которые окружают границы охранной зоны заповедника - как память об уходящем крестьянском быте и о людях, которые здесь жили раньше. Помимо Чухраев и Смелижа, это деревни Красная Слобода, Берёзовка (Чернь), Теребушка, Герасимовка и Ямное.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


Лесная дорога из деревни Смелиж в деревню Чухраи.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


Когда закатное солнце освещает окна брошенных чухраевских домов, кажется, что они ненадолго оживают.
Текст и фото: Колимбет Олег

Поделиться фото


ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Уникальная природа моего края

Красота, которая соседствует с большим городом. Там, где девственная природа и млечный путь хранят твой сон в тишине.

Грани Фемиды

Фотопроект «Грани Фемиды», главными героями которого являются судьи, работающие на разных уровнях и ветвях судебной системы Иркутской области. За мантией судебной власти всегда стоит человеческое лицо, которое не всегда удается разглядеть.

Остров

Ольхон — крупнейший остров озера Байкал. Третий по размерам озёрный остров в мире. Одно из красивейших мест на Байкале. Точка притяжения для туристов со всего мира.

Что ты ищешь, человек?

Покосившийся домик, ржавая лодка, разрушенный мост и... чудесный вид из окна... Этот домик заброшен. В нём жила семейная пара. Быть может, только здесь они чувствовали себя живыми, счастливыми, настоящими? Чувствовали себя дома.

Души прекрасные порывы

Фоторепортаж о делах и событиях большого университетского сообщества АГУ им. В.Н. Татищева.

Неупиваемая чаша

Тысячи гостей и паломников ежегодно приезжают в Серпухов, чтобы чествовать образ Божией Матери «Неупиваемая чаша». Для каждого из них это источник силы, помощи и надежды.