К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#МАСТЕРА #УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Уральская художница слепила Вселенную

Галина Медведева керамике посвятила почти 40 лет, хотя это была любовь отнюдь не с первого взгляда. Она обучилась лепке из глины у дымковских мастериц. В её умелых руках невзрачная глина преобразилась даже в историю освоения космоса.

Автор: Наталия Швабауэр
г. Екатеринбург

Художнику-керамисту Галине Медведевой не раз приходилось слышать: «Глина на Урале? Это — ничто. Другое дело — камень, металл». Но в умелых руках даже самый невзрачный материал может заиграть не хуже самоцвета.

— Ты слепила огурчик, а надо выкатать морковку. Давай загладим края ровно. Старайся работать быстро, чтобы глина оставалась холодной. Теплая пересыхает и теряет пластичность. Смелей, не бойся, пусть даже криво — ничего страшного, можно все сломать и переделать, — вполголоса советует мастерица.

Маленькие, пока еще не очень ловкие пальчики 8-летней Евы пытаются вылепить из глины уточку. Казалось бы, такая простая вещь, как крылья, а сколько нюансов. Готовые игрушки отправляются в сушильный шкаф, а потом в муфельную печь — на обжиг при температуре 900 градусов. Когда фигурки остынут, их можно расписать красками, украсить сусальным золотом, стразами или бисером.

Галина Медведева керамике посвятила почти 40 лет. Она родилась в 1954 году в небольшом уральском поселке Билимбай. Художников в родне не было, а девочку с детства тянуло к рисованию. Она приходила к отцу в контору и часами водила карандашом по бумаге. Школы искусств в Билимбае не было, так что Галя после 10 класса поехала в Екатеринбург поступать в художественное училище имени Шадра вообще без всякой подготовки. Не прошла, но от мечты не отказалась. Отец, видя такое упорство дочери, устроил ее на шестимесячные курсы художников-оформи­телей. Но и вторая попытка стать студенткой училища закончилась неудачей. «Раз не быть мне художником, буду архитектором», — решила девушка.
Сразу после архитектурного института ей пришлось перебраться в Киров, к месту службы мужа-летчика. Галина устроилась в проектный институт. Однажды она вместе с коллегами оказалась на экскурсии в мастерских дымковский игрушки: — Я была поражена! В магазинах же подобного не было, сувениры продавали только иностранцам. Попросила глину, пришла домой и стала лепить коня. Вроде, ничего особенного, но мой конь упорно не хотел вставать на ноги! При всей внешней примитивности эта игрушка оказалась очень сложной. Я влюбилась в нее и поняла, что это величайший труд и сосредоточение народной мудрости.

Когда дымковские мастерицы в 1980 году объявили набор учениц, она без сожаления рассталась с карьерой архитектора и пошла в подмастерья на стипендию в 13 рублей. Почти год оттачивала навыки: две недели — лепка, две — роспись, потом худсовет. Как же доставалось ей за любимый сиреневый цвет! Творческая среда довольно жесткая, секретами там просто так никто не делится. Например, цветастую шаль — деталь русского костюма — галинина наставница разрешила повторить ей только после своей смерти.
— В мастерских часто занималась миниатюрой. План надо выполнить, даже если ты на больничном: дома налеплю целый мешок, принесу, обожгу — снова домой несу, расписывать. Дочки маленькие тут же бегают, в глине возятся, колотят черепки. Чтобы заработать 120 рублей, в месяц нужно было сдать 100 фигурок. Это уже потом, когда пенсию мне назначали, выяснилось, что самая маленькая зарплата в то время была 180 рублей. Я о пенсии, конечно, не думала, искусству служила, вот и оценило государство мои труды в 8800, — горько шутит Галина.

Расставшись «с дымкой» (в 1986 году семья вернулась в Свердловск), Медведева не рассталась с игрушкой. Еще в Кирове она пыталась вносить в миниатюры авторские элементы, хотя строгие каноны этого не приветствовали. У безликих фигурок появилось лицо и множество мелких деталей, исчезла статичность.

Когда берешь в руки произведения Галины Ивановны, кажется, что это не глина, а фарфоровая статуэтка. У искусствоведов она получила название уральской золоченой миниатюры. Как рождаются ее сюжеты? По-разному. Например, первая самостоятельная коллекция «Русская зима» появилась после того, как Галина Ивановна подготовила за зиму 20 взрослых учениц и чуть с ума не сошла от того, что ее бесконечно копируют. Захотелось чего-то оригинального. Коллекция выполнена в сине-белых, серебристых и сиреневых тонах. После книги Шмелева «Лето Господне» появилась «Масленица». В отличие от «Зимы» здесь больше красок и персонажей: крестьянка с детьми, богатая купеческая семья, торговка блинами, дрессированный медведь с раешником, скоморохи.

Получив «вольную», душа художника развернулась во всю ширь. У безликих фигурок появилось лицо и множество мелких деталей. От традиционного белого фона и ярких, излишне декоративных, красок мастер перешла к более естественным тонам.


Работы Галины Медведевой представлены в краеведческих музеях Кирова и Екатеринбурга, Екатеринбургском музейном центре народного творчества «Гамаюн», центре традиционной народной культуры Среднего Урала, государственном музее-заповеднике «Михайловское» под Петербургом.

Самый неожиданный образ, сделанный Галиной в глине, — Юрий Гагарин. Коллекция «Русский космос» создана специально для дома народной культуры Билимбая. В годы Великой Оте­чественной в поселок были эвакуированы конструкторы, испытывавшие первый советский самолет с реактивным двигателем — прототип современных космических аппаратов. Когда Галина увидела книгу, на обложке которой Юра Гагарин — простой русский парень в косоворотке, в сознании все сразу соединилось: идея, композиция, роспись. Чтобы добиться достовернос­ти, художница долго изучала околыш на фуражке мужа, фотографии космонавта номер один. Перед нами герой предстает в белоснежном костюме и — неожиданно — в красном плаще.

  — Все былинные богатыри носили такие плащи, главные цвета одежды русских героев — белый и красный. Белый символизирует чистоту, обновление, победу духа, красный же — красоту, радость, подвиг, святость, — поясняет мастер.
А еще в планах — создание коллекций «История Билимбая» и «Автобиография». Когда они появятся, Галина Ивановна не загадывает: пятеро внуков и строительство дома отнимают много времени. К тому же игрушкам становится тесно в родовом гнезде, поэтому они потихоньку перебираются в поселковый музей.

Материал на сайте «Российская газета»

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.