#МАСТЕРА #УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Галина Медведева керамике посвятила почти 40 лет, хотя это была любовь отнюдь не с первого взгляда. Она обучилась лепке из глины у дымковских мастериц. В её умелых руках невзрачная глина преобразилась даже в историю освоения космоса.
Автор: Наталия Швабауэр
г. Екатеринбург
Художнику-керамисту Галине Медведевой не раз приходилось слышать: «Глина на Урале? Это — ничто. Другое дело — камень, металл». Но в умелых руках даже самый невзрачный материал может заиграть не хуже самоцвета.
— Ты слепила огурчик, а надо выкатать морковку. Давай загладим края ровно. Старайся работать быстро, чтобы глина оставалась холодной. Теплая пересыхает и теряет пластичность. Смелей, не бойся, пусть даже криво — ничего страшного, можно все сломать и переделать, — вполголоса советует мастерица.
Маленькие, пока еще не очень ловкие пальчики 8-летней Евы пытаются вылепить из глины уточку. Казалось бы, такая простая вещь, как крылья, а сколько нюансов. Готовые игрушки отправляются в сушильный шкаф, а потом в муфельную печь — на обжиг при температуре 900 градусов. Когда фигурки остынут, их можно расписать красками, украсить сусальным золотом, стразами или бисером.
Галина Медведева керамике посвятила почти 40 лет. Она родилась в 1954 году в небольшом уральском поселке Билимбай. Художников в родне не было, а девочку с детства тянуло к рисованию. Она приходила к отцу в контору и часами водила карандашом по бумаге. Школы искусств в Билимбае не было, так что Галя после 10 класса поехала в Екатеринбург поступать в художественное училище имени Шадра вообще без всякой подготовки. Не прошла, но от мечты не отказалась. Отец, видя такое упорство дочери, устроил ее на шестимесячные курсы художников-оформителей. Но и вторая попытка стать студенткой училища закончилась неудачей. «Раз не быть мне художником, буду архитектором», — решила девушка.
Сразу после архитектурного института ей пришлось перебраться в Киров, к месту службы мужа-летчика. Галина устроилась в проектный институт. Однажды она вместе с коллегами оказалась на экскурсии в мастерских дымковский игрушки:
— Я была поражена! В магазинах же подобного не было, сувениры продавали только иностранцам. Попросила глину, пришла домой и стала лепить коня. Вроде, ничего особенного, но мой конь упорно не хотел вставать на ноги! При всей внешней примитивности эта игрушка оказалась очень сложной. Я влюбилась в нее и поняла, что это величайший труд и сосредоточение народной мудрости.
Когда дымковские мастерицы в 1980 году объявили набор учениц, она без сожаления рассталась с карьерой архитектора и пошла в подмастерья на стипендию в 13 рублей. Почти год оттачивала навыки: две недели — лепка, две — роспись, потом худсовет. Как же доставалось ей за любимый сиреневый цвет! Творческая среда довольно жесткая, секретами там просто так никто не делится. Например, цветастую шаль — деталь русского костюма — галинина наставница разрешила повторить ей только после своей смерти.
— В мастерских часто занималась миниатюрой. План надо выполнить, даже если ты на больничном: дома налеплю целый мешок, принесу, обожгу — снова домой несу, расписывать. Дочки маленькие тут же бегают, в глине возятся, колотят черепки. Чтобы заработать 120 рублей, в месяц нужно было сдать 100 фигурок. Это уже потом, когда пенсию мне назначали, выяснилось, что самая маленькая зарплата в то время была 180 рублей. Я о пенсии, конечно, не думала, искусству служила, вот и оценило государство мои труды в 8800, — горько шутит Галина.
Расставшись «с дымкой» (в 1986 году семья вернулась в Свердловск), Медведева не рассталась с игрушкой. Еще в Кирове она пыталась вносить в миниатюры авторские элементы, хотя строгие каноны этого не приветствовали. У безликих фигурок появилось лицо и множество мелких деталей, исчезла статичность.
Когда берешь в руки произведения Галины Ивановны, кажется, что это не глина, а фарфоровая статуэтка. У искусствоведов она получила название уральской золоченой миниатюры. Как рождаются ее сюжеты? По-разному. Например, первая самостоятельная коллекция «Русская зима» появилась после того, как Галина Ивановна подготовила за зиму 20 взрослых учениц и чуть с ума не сошла от того, что ее бесконечно копируют. Захотелось чего-то оригинального. Коллекция выполнена в сине-белых, серебристых и сиреневых тонах. После книги Шмелева «Лето Господне» появилась «Масленица». В отличие от «Зимы» здесь больше красок и персонажей: крестьянка с детьми, богатая купеческая семья, торговка блинами, дрессированный медведь с раешником, скоморохи.
Получив «вольную», душа художника развернулась во всю ширь. У безликих фигурок появилось лицо и множество мелких деталей. От традиционного белого фона и ярких, излишне декоративных, красок мастер перешла к более естественным тонам.
Работы Галины Медведевой представлены в краеведческих музеях Кирова и Екатеринбурга, Екатеринбургском музейном центре народного творчества «Гамаюн», центре традиционной народной культуры Среднего Урала, государственном музее-заповеднике «Михайловское» под Петербургом.
Самый неожиданный образ, сделанный Галиной в глине, — Юрий Гагарин. Коллекция «Русский космос» создана специально для дома народной культуры Билимбая. В годы Великой Отечественной в поселок были эвакуированы конструкторы, испытывавшие первый советский самолет с реактивным двигателем — прототип современных космических аппаратов. Когда Галина увидела книгу, на обложке которой Юра Гагарин — простой русский парень в косоворотке, в сознании все сразу соединилось: идея, композиция, роспись. Чтобы добиться достоверности, художница долго изучала околыш на фуражке мужа, фотографии космонавта номер один. Перед нами герой предстает в белоснежном костюме и — неожиданно — в красном плаще.
— Все былинные богатыри носили такие плащи, главные цвета одежды русских героев — белый и красный. Белый символизирует чистоту, обновление, победу духа, красный же — красоту, радость, подвиг, святость, — поясняет мастер.
А еще в планах — создание коллекций «История Билимбая» и «Автобиография». Когда они появятся, Галина Ивановна не загадывает: пятеро внуков и строительство дома отнимают много времени. К тому же игрушкам становится тесно в родовом гнезде, поэтому они потихоньку перебираются в поселковый музей.
Материал на сайте «Российская газета»