К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Секреты киномеханика из Петропавловска-Камчаткого

Автор: Олеся Сурина
г. Петропавловск-Камчатский

Фото: Матвей Парамошин

Труд киномехаников остается в тени, хотя без них кинофильм зрители бы просто не увидели. В поселке Вулканный Елизовского района Камчатки. сохранилось уникальное кинооборудование времен СССР, на котором Николай Яковлевич Фролов до сих пор ставит фильмы.

​В Доме культуры «Галактика» раньше располагался клуб войсковой части №14086. Со временем кресла и экран заменили. Сейчас зал рассчитан на 450 мест, которых вполне хватает для поселка с численностью 1529 человек.

Среди подсобных помещений, расположенных под сценой, находится и фильмосклад. Именно здесь находятся настоящие сокровища — плёнки советских времен, которые успели спасти. Хранитель этого раритета – киномеханик Николай Яковлевич Фролов.

Николай Яковлевич родом из Мильковского района Камчатки. В ДК работает с 2007 года. Кинотехникум закончил в городе Находка, а в Елизовский район попал по распределению в 1975 году.

— Если по-честному, я в кино проработал больше 50 лет. Занимался ремонтом аппаратуры, обучал киномехаников, монтировал новое кинооборудование в кинотеатрах, домах культуры и даже в новых школах, в актовых залах. В те времена у нас было 25 киноустановок. Возили кинофильмы в Термальный, Сокоч, Малки, Дальний и другие посёлки…

"Когда фильмосклад областной конторы кинопроката закрывался, им понадобились склады. Там хранились тысячи копий фильмов. Все их потом просто вывезли на помойку. Бобины на этих полках — это всё, что мы успели спасти за выделенное нам очень короткое время. Мы взяли столько копий, сколько успели. Упор сделали на детские фильмы. Здесь так же много классических советских кинокартин, в основном, это фильмы 1970-х годов. Есть «Белое солнце пустыни», «Кавказская пленница», «Игла», «Генералы песчаных карьеров»… Есть несколько зарубежных фильмов, например, «Королева Шантеклера» (1962 года). Это испанская мелодрама, можно сказать, прародитель музыкальных фильмов. Обалденный. Красивый очень!"

"Сейчас фильмы в кинотеатры присылают на время показа, после чего их нужно вернуть дистрибьюторам. А раньше, нам пленки присылали навсегда. Фильмы записаны на 35-миллиметровых пленках. В среднем один фильм занимает от двух до 15 бобин. У нас храниться более 160 наименований."

НА МИНУТКУ ЗАГЛЯНЕМ В БИБЛИОТЕКУ

— Здесь хранится музейный экспонат — кинопроектор «Украина». Он считался узкоплёночным (рассчитан на плёнку шириной 16 миллиметров), передвижным. «Украину» возили на полевые станы, в школы, на судах такая аппаратура была.

"Такой кинопроектор был и у нас на корабле, когда мы срочную служили. Мы тогда ходили в Индийский океан. Рейсы были длительными, а фильмов было мало, поэтому, когда обратно возвращались, эти фильмы смотрели уже задом наперёд… Не было возможности поменяться. Обычно суда, когда встречались в море, менялись фильмами,"- вспоминает глава Вулканного городского поселения - Владимир Смолин.

— В "фильмоноски" помещались две 600-метровые бобины. Одна такая фильмоноска весила 1,5 кг, а если частей фильма было 10, то уже получается 20 с лишним килограммов.

А вот и киноаппаратная!

Стационарных «рабочих лошадок» в кинопроекторной — целых две. Киномеханики называют их «первый и второй пост». Аппараты могут воспроизвести даже современный фильм, записанный на плёнку. Но вот звук, конечно, будет далёк от идеала.

— 23КПК-2 — самый надежный кинопроектор из тех, что выпускала наша советская промышленность, — считает Николай Фролов. — Их выпускало «ЛОМО» (Трижды ордена Ленина Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина).

С середины 1970-х годов большинство отечественных кинотеатров оснащались именно такими проекторами. Многие из них до сих пор работают.

— Работа киномеханика начинается с подготовки фильма. Вот, представим, что мы получили фильм. К каждой фильмокопии приложен технический паспорт. Там было указано количество частей фильма, для какой аудитории он рассчитан, киностудия. Мы определяли категорию поверхности киноплёнки и перфорации. И вот киномеханик садился за такой вот стол и начинал готовить фильм к просмотру — перематывать и проверять плёнку, проверяя отсутствие дефектов: царапин, порванной перфорации, обрывов.

«Это специальный стол с ножными педалями для кинопроката. А у нас раньше была ручная перемотка. Вот представьте, каково вручную перемотать 300 метров… А ведь фильмокопии бывали и на 600-метровой плёнке. Здесь, конечно, определенный навык нужен, ведь при такой работе, не умеючи, можно и руку порезать»

«При порыве, плёнку склеивали при помощи специального станка, простой липкой лентой. Кстати, у нас-киномехаников скотч появился раньше, чем в продаже».

— Зарядка киноаппарата дело отработанное. На аппарате даже схема зарядки есть. А киномеханик, когда работает, может заправить проектор, когда угодно, даже с завязанными глазами. Тут важна скорость. Ведь бывают порывы плёнки. А в зале люди сидят и ждут, пока ты перезарядишь по-новой. — делиться Николай Яковлевич

"Два стационарных кинопроектора всегда в работе. К примеру, первая часть фильма — 300 метров плёнки — идет 8 минут, когда она заканчивается, надо включить второй пост (кинопроектор. — Ред.), он уже заряжен второй частью фильмокопии. И тут же надо поставить третью часть фильма на первый пост и так далее. Гораздо проще нам стало, когда появились 600-метровые бобины. Там одна часть фильмокопии длилась минут 20. С ними было удобней работать: меньше переходов".

— Киномеханик всегда наблюдает за картинкой на экране. Для нас и специальное смотровое окно придумано. К тому же, как не смотреть за плёнкой? Нам же нужно вовремя перейти на второй пост. Раскрою небольшой профессиональный секрет, не упустить момент нам помогают специальные отметки — точечки — с правой стороны киноплёнки. Их никто не замечает, а киномеханик видит всегда. Они — сигнал для перехода на следующий кинопроектор,— рассказывает Николай Яковлевич.

Вид из смотрового окна

Чтобы мы сполна окунулись в эпоху советского кино, Николай Яковлевич решил включить для нас фильм «Кавказская пленница или новые приключения Шурика».

Со стрекочущим звуком работает кинопроектор, в аппаратной гаснет свет, а нам пора занять свои места в зрительном зале. Пусть киноплёнка немного выцвела, но ощущение от кинопоказа — волшебное…

Материал на сайте "Камчатка"

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.