НАТАЛИЯ ШВАБАУЭР,
Г. екатеринбург
Лучший учитель ОБЖ
Среднего Урала
Сергей Сомов из Екатеринбурга превращает гаджеты в учебное пособие, предлагает ученикам "похайповать", зашифровывает конспекты в URL-кодах. Мужчина-учитель, он пользуется большим авторитетом у ребят и своим примером повышает имидж профессии.
Собираясь на встречу с победителем областного конкурса "Лучший преподаватель-организатор ОБЖ" Сергеем Сомовым, я даже подумать не могла, что знание его предмета мне понадобится совсем скоро. К остановке подкатил троллейбус, из него вышла немолодая пассажирка. Точнее, упала плашмя на асфальт. Несколько секунд окружающие пребывали в растерянности, потом к пострадавшей подбежали кондуктор и водитель. Перевернули на спину, стали кричать: "Говорить можете? "Скорую" вызвать?"
- В таких случаях нельзя переворачивать человека - он может захлебнуться рвотными массами! - Сергей живо реагирует на мой рассказ. - Не хочу никого из педагогов обидеть, но без основ безопасности жизнедеятельности - никуда. Хотя, конечно, современный человек должен быть всесторонне развит, а у ОБЖ есть метапредметные связи со многими науками. К примеру, объяснить, как в организм проникает радиация, я могу, зная законы физики. При изучении травматизма вспоминаем строение костей - это биология. Проходим аварийный химически опасный объект - актуализируем знания по химии: как действует хлор, аммиак, ртуть.
Сергей - продолжатель педагогической династии: его прадед возглавлял школу в Подмосковье, бабушка всю жизнь проработала учителем начальных классов, мама ведет технологию, жена - русский, литературу и мировую художественную культуру. Школу № 132 на Химмаше окончил не только Сергей, но и его брат, тетя, дядя. Так что другого места работы он для себя не видит.
- Я счастливый человек: школа в 10 минутах ходьбы от дома, никогда не опаздываю, - шутит Сомов. - Конечно, бывает непросто, но дети очень много дают. Сюда я устроился на четверть ставки, обучаясь в Горном университете, помогал проводить внеклассные мероприятия. А вместе с дипломом получил деловое предложение от директора школы. Везде с гордостью говорю, что я преподаватель ОБЖ.
Мужчин в 132-й школе всего трое, авторитет их очень весом, и это видно по поведению ребят. Сергей приглашает нас на урок в 11-й класс. Тема - первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Никаких привычных "прочитайте в учебнике и запишите". Педагог делит старшеклассников на четыре группы. Парты сдвинули, сели, быстро согнули листок формата А4 пополам и разорвали. Четыре раза подряд. Итого, господа математики, сколько листочков на команду?
- Много, - раздается юношеский басок. Ученики смеются.
Задание: перечислить условия, при которых можно получить травму. Каждый пишет и кладет листок на середину стола, проговаривая свою версию вслух.
Темп урока очень быстрый, задания переходят от команды к команде по кругу, отсидеться за спинами товарищей не получится. За 40 минут успели вспомнить симптомы перелома, ушиба, растяжения, вывиха, наложили повязки и шины. Пациентом стал манекен Максим. Девочки оказались более отважными "медсестрами", а парни предпочли быть на подхвате.
Через специальное приложение эта информация переводится в QR-коды, их можно распечатать и вклеить в тетради. Перед экзаменом достаточно считать коды гаджетом - и конспект готов.
В десятых-одиннадцатых классах полгода читаем мальчикам "Основы военной службы", девочкам - курс медицины. Так вот, последнее время они все чаще говорят: "Мы тоже хотим бегать, прыгать, стрелять!".
На уроках ОБЖ дети сначала отшучиваются, а когда говоришь: "Представь, что это произошло с папой или мамой" - начинают внимательно слушать. Были случаи, когда ребята оказывали экстренную помощь одноклассникам, маленьким братьям и сестрам.
Завершается занятие тоже необычно: ученики заходят на специальный сайт, вводят алгоритм оказания первой помощи при травмах. Потом через специальное приложение эта информация переводится в четыре QR-кода, их можно распечатать и вклеить в тетради. Перед экзаменом достаточно считать коды гаджетом - и конспект готов.
На конкурсе у Сергея Сомова была очень необычная тема: "Кейс полезных привычек". По отзывам организаторов, ученики получили массу положительных эмоций.
- Я заинтересовал их хайпом (англ. hype - навязчивая реклама, шумиха, ажиотаж. - Прим. ред.). Модное словечко в молодежной среде, поэтому дети быстро включились. Я предложил им подумать над современными вредными привычками и создать кейс профилактических мероприятий. Речь шла не только о курительных смесях. Так, ребята сами назвали "хайпом" подвернутые снизу узкие джинсы - ахиллесова пята очень уязвима к холоду, особенно у мальчиков. Застудишь ее - потом всю жизнь ноги будут болеть.
Надо поменять отношения общества к профессии учителя. Сегодня, если что-то плохое происходит: дети набедокурили, несчастный случай, - СМИ тут как тут. А приглашали мы журналистов рассказать о нашем ученике, двукратном чемпионе мира по рукопашному бою, хоть бы кто приехал. Человек, не имеющий отношения к системе образования, выводы о ней делает, черпая информацию из телепередач. По ТВ же, к сожалению, показывают один негатив. А нужно рассказывать о достижениях учеников, формировать позитивный имидж школы в современной среде. Страна должна знать своих героев. А может, в одной из малокомплектных школ растет новый Ломоносов?
Материал на сайте "Российская газета"
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Форма для отправки материала