Эллина Оруджева
Фото: Дарья Корзюкова
(г. Санкт-Петербург)
Есть одна награда - смех
Юрий Филатов и Сергей Гульченко – клоуны со стажем около 30 лет. На арене они смешные, а в гримерке – мудрые. Они стремятся не заполнять паузы между номерами, а оставить память о себе.
Юрий родился в Новосибирске, там окончил театральное училище. В цирк попал случайно.
«В театре играл Жевакина в "Женитьбе", когда еще студентом был. Туда пришел клоун Александр Казаков, завел за кулисы и так тихо: "Юра, что вы здесь делаете? В клоуны вам надо!" Я всегда цирк любил. Жена моего дяди работала билетером, поэтому я бесплатно ходил на все программы. Меня сажали на ступеньки, и когда надо было "Юрку сплавить", мама всегда знала куда».
А Сергей москвич и родился в цирке – артист на манеже в третьем поколении: «Еще до Великой Отечественной войны дед выступал».
Клоуны исколесили Россию вдоль и поперек, Сергей два года работал в Лас-Вегасе, Италии, Японии. Однако уезжать артисты не хотят. Юрий твердо говорит: «Я патриот своей страны. Выступать можно за границей - жить здесь. И умирать здесь. У меня тут родители лежат, я воевал за эту страну. В Таджикистане».
«Бывают тяжелые случаи в манеже - обрываются тросы, падают гимнасты, животные. Надо выбегать и отвлекать внимание зрителей. Импровизационные моменты самые сложные. Ты никогда к этому не приготовишься. Это и есть цирк»
«Сейчас в цирке торжество здоровья и красивого тела, но со временем ты просто не можешь поддерживать такую форму, - горько произносит Сергей, - поэтому становишься коверным (цирковой клоун-комик, выступающий в перерывах между номерами), который владеет многими жанрами, быстрой реакцией, чувством юмора. Он должен переключать внимание зрителя, даже если на манеже происходит что-то курьезное. Мы в прошлом году работали на Фонтанке. Там был номер: выхватывали у зрительницы сумочку, а взамен давали шарик. Женщина шутки не поняла, погналась за нами через всю арену».
«Цирк любит тех, кто пашет»
- Конечно, мне нравится на арене. Но иногда прихожу в театр со всем моим цирковым опытом и думаю: "А вот это я бы сыграл". Есть драматическая нереализованность, - размышляет Юрий.
- Цирк любит тех, кто пашет. Не бывает так: надел носик и стал клоуном. Самый главный режиссер и критик - это зритель. Сколько бы ты ни репетировал, хоть с величайшим режиссером, пока на манеж не выйдешь, не поймешь, кому ты нужен и нужен ли.

Юрий Филатов
Клоун
«Мечта у нас с Юрием есть - реализоваться так, чтобы о тебе профессионалы вспоминали, может даже те, кто в зале сидел, скажет другу: "А помнишь, на сцене два клоуна дурачились?" Оставить что-то после себя хотим. Не заполнить паузу, а оставить».
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Форма для отправки материала