К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#КУЛЬТУРА И ЭТНОСЫ #СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Они живы!

На тихом Сойкинском полуострове, уже много веков как, обосновался спокойный, серьезный народ ижоры. Они всегда отличались от своих соседей, гордились своими традициями и самобытностью. Малочисленный народ (максимально их было около 20 тыс) с очень богатой историей, которая сейчас хранится в небольшой деревне Вистино. Среди стройных сосен спрятался небольшой зеленый домик с треугольной крышей. В нем-то и находится кладезь информации об ижорах.

Автор: Дарья Доброва
г. Санкт-Петербург

Ижорский этнографический музей

- У нас задание. Мы хотим узнать, почему вы, ижоры, вымираете и как это предотвратить? - примерно с такой фразой наша команда заваливается в домик. Не то чтобы в Вистино ждут каждого существующего журналиста, чтобы рассказать всем и вся об ижорах, чтобы мир знал, кто они такие. Нет. Елена Кострова, хранительница ижорского этнографического музея, глубоко вздыхает, скептически смотрит на нас и посылает… на экскурсию. Вымирать-то никто не собирается.

Экскурсовод рассказывает, что древнейшими жителями Петербурга, а точнее его территорий было племя ижора, именем которых звалась вся Ижорская земля или Ингерманландия, переименованная впоследствии в Санкт-Петербургскую губернию. Первое письменное свидетельство об этом племени относится к XII веку.

Экспозиция музея показывает, как жили ижоры, как одевались ижорские женщины, сколько у них было головных уборов, как они стирали и где модничали. 

Экспозиция музея

Комментарии экскурсовода настолько полны деталями, что, кажется, будто он сам видел, как десятки лет назад молодая девушка вышивала себе полотенца для приданого.

На полотенцах нет ни узелка, ни пропусков, оно идентично с обеих сторон. Женихи выбирали себе невесту по вышитому полотенцу: если все одинаково, без ошибок и брака, значит, девушка станет хорошей женой. Кстати, одно из таких полотен действительно есть в ижорском музее. Вещице более 100 лет. А принесли полотенце местные жители. Вот так, разбирая чердак, нашли важный экспонат.

После исторического ликбеза, мы поняли к кому приехали. Не то чтобы мы заявились с отсутствием даже приблизительных знаний… Мы старательно погуглили тему: что к чему? - однако, все это было впустую. Только увидев своими глазами музей, из первых уст услышав историю и лично пообщавшись с ижорами, – мы поняли, что традиции и культура тут живы, и исчезать не планируют.

Экскурсовод Никита Дьячков отправляет нас общаться с Еленой Викторовной. 

Никита Дьячков, экскурсовод

До этого смысла в разговоре бы не было. Мы приехали делать материал с неверным посылом. Слово «вымирающие» относительно ижоров больше у нас не звучит. Это малочисленный народ, чья ассимиляция – нормальный процесс, происходящий с любым небольшим народом. А вот традиции, культура и история не исчезнут, пока есть люди, которые этим занимаются, изучают и передают последующим поколениям.

Елена Викторовна, все еще смеясь над тем, что ее народ вымирает, показывает вышитые росписью полотенца. Эти работы сделали ученицы на занятиях. Курсы росписи, ижорского языка, гончарная мастерская, занятия с детьми, – все это происходит в музее под руководством Елены Викторовны. А ведь начиналось все с идеи и желания научить и показать.

Гончарная мастерская

- Что сложного: взять, нарисовать ижорскую свадебную куклу, сделать 15 копий и раздать детям, чтобы раскрашивали? Очень большое финансирование нужно, миллионы! Главное ведь желание. Мы вот сделали такие раскраски, и с детьми учим элементы национального костюма, учим традиции (зачем нужна свадебная кукла, например), еще и речь развиваем, разучивая элементы наряда.

Свадебная кукла

– Мы могли бы сидеть и ждать чуда, но тогда бы тут всего этого не было. А так, мы сами по чуть-чуть собирали, создавали, нас стали замечать и помогать. Вот будем строить новую гончарную мастерскую. На учебные пособия деньги выделили. Ведь финансирование на пустое место не выделяют, спонсируют уже какой-то существующий проект. – объясняет нам директор музея.

Дети рисуют, изучают краеведение, ткут коврики на станках и лепят горшки в мастерской. А если, например, станков не хватает, Елена Викторовна делает простейшую модель из картона и ниток. И на каждом таком примере повторяет, что главное начинать с себя. Как она, как экскурсовод Никита Андреевич, сам выучивший язык, как Дмитрий, гончар, работающий в мастерской без воды.

Музей ижорской культуры – это не просто здание, где лежат артефакты. Елена Викторовна – не просто сотрудник бюджетного учреждения. Вистинский музей - это место, где живет культура ижоров. Это место, где каждую бабушку, занимающейся росписью, знают по имени и за каждую переживают. Это место, где могут воспитать в детях национальную аутентичность в ходе веселой игры. Елене Викторовне было важно объяснить нам, студентам, которые приехали освещать проблему вымирания народа, одну вещь: «Число людей не так важно, если каждый из них знает, кто он, откуда он, помнит свою историю и передает все эти знания своим детям».

Мы приехали узнать о проектах, о финансировании, о мероприятиях и о программах популяризации ижорских традиций, а нашли настоящую культуру.

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.