К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ #СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Молитвы бабушки Альфинур

Дорога к деревне Кызыл-Куль – Красное Озеро – лежит через густой березняк. Очень красиво. Да вот только населённых пунктов что-то на горизонте не видать. И вдруг с горочки, с крутого спуска – раз, и нарисовывается в уютной низинке хоровод домишек рядом с небольшим озерком.

Автор: Юлия Перевозкина
г. Ужур

Тайна красного озера

Почему куль (озеро) кызыл (красное), версий я услышала несколько. Современная – вода краснеет после дождя, поднимающего со дна глину. И историческая – когда прошёл по этим местам Колчак, очень много было погибших, озеро было полно крови. Сейчас, конечно, можно проверить только первый вариант. Дела давно минувших дней здесь уже практически никто не помнит, даже старожилы сомневаются в их достоверности.

А приехали мы в деревню в гости к бабушке Альфинур. Она, как и большинство проживающих в этой деревне, татарка. Поэтому Красное Озеро называют татарской деревней. И это не просто название. Кызылкульские поселенцы тщательно берегут свои традиции, отмечают праздники. Как и много лет назад, здесь всё так же заботятся друг о друге, о каждом жителе, независимо от его национальности. И Альфинур Кабирова – одна из старейшин и хранительниц этой большой дружной татарской семьи.

Любовь по обычаю

Альфинур в переводе с татарского – «луч», «сияние», «очень красивая». Сейчас Альфинур-апа («апа» – «тётушка», обращение к старшей женщине. – Прим. автора) уже 84, и на вопрос о былой красоте она лишь скромно улыбается. Однако по её воспоминаниям можно предположить, что имя соответствовало: недаром же первый красавец в округе по татарским традициям украл молодую, только окончившую школу 17-летнюю девушку, чтобы жениться на ней даже без её на то согласия.

– Мы приехали в деревню весной 1955-го, я в школе ещё училась. Осенью поехали на сельхозработы: рано выпал снег, нужно было спасать, убирать урожай, а будущий муж был бригадиром. Там и приметил. Он на семь лет старше, с 1931 года, я – с 1938-го. И вот украли меня. Схватили, посадили на лошадь. Обвенчали, провели никах («никах» – татарский обряд бракосочетания. – Прим. автора). Но я была не согласна, уехала к старшей сестре в Казахстан, а он – на Сахалин. Потом оба приехали в отпуск в деревню, встретились, сошлись, – вспоминает Альфинур. Говорит, а смотрит не на меня, а будто вглубь себя, своих воспоминаний. Туда, где жив ещё любимый муж Хаматгота,  а дети, Рашид, Алсу и Раиль, ещё маленькие. Где все вместе.  33 года с супругом прожили, большую, полную жизнь, а рассказ – в несколько минут, будто бы день всего.

Свет воспоминаний

Мы сидим с бабушкой Альфинур в её уютной, с занавесками, кухоньке. Она угощает меня чаем с молоком, блинамис мёдом и каким-то невероятно душистым и вкусным вишнёвым вареньем. Смотрим чёрно-белые, но такие удивительно чёткие, оживающие от тепла ладоней и внимания глаз фотографии. Несколько альбомов – стареньких, в бархатных переплётах. В них – вся её жизнь. Вспышки памяти.

Мать во время войны, завербовавшись, приехала с пятью детьми (Альфинур самая младшая) в Читинскую область, на берег Байкала, где служил старший сын. После окончания войны двинулись товарными поездами домой, в Татарию (так Альфинур называет Татарстан). На пересадке в Ачинске украли все документы, хлебные карточки. Сидели на вокзале, думали, как быть, мама читала по книгам молитвы. Увидев, что грамотная, к ним подошёл представительный мужчина (оказалось, председатель колхоза), расспросил, подсказал, что недалеко есть татарская деревня. И семья обосновалась сначала в Бирилюсском районе, а через несколько лет переехала в Ужурский.

Отца в Кызыл-Куле прозвали «красивым дяденькой». Но больше чем внешне он был красив душою, всем помогал, чем мог, не требуя платы. Помощь умелого плотника в послевоенные годы людям была ох как нужна. А вообще отец – Абдулла. В Татарии раньше имя отца переходило ребёнку не в отчество, а в фамилию. Поэтому девичья фамилия Альфинур – Абдуллина, а отчества нет. 

На фронте отец не был, в военных действиях не участвовал. Его передовой была трудармия. Альфинур вспоминает, что после войны отец работал на восстановлении Ленинграда и вызвал всю семью к себе. Но в городе они скучали по Сибири, и в 1947 году вернулись в Бирилюссы. Уладив разногласия и решив всё-таки жить вместе, Кабировы уже дружными супругами уехали на Сахалин. Долгое время жили на Чукотке, потом переехали в Казахстан. А после развала Союза, ближе к старости, вернулись на родину мужа в Кызыл-Куль. Здесь он и похоронен. 

Сила традиций

Далеко не одними лишь воспоминаниями наполнены дни тётушки Альфинур. Наоборот, в повседневной жизни у неё столько забот, что сильно вспоминать, грустить и некогда. Даже священный намаз она последнее время соблюдает лишь раз в день, с утра, на большее не хватает времени.

Альфинур-апа считается старшей в деревне среди женщин. Их, знающих и опытных, с каждым годом всё меньше. И если 23 года назад, когда Альфинур с мужем вернулись в деревню, здесь было 30 бабушек, то сегодня, вместе с нею, всего четыре.

Традиции, как я уже говорила, в Красном Озере блюдут строго. Особенно религиозные. Каждую неделю, по четвергам и пятницам, бабушки читают за упокой и за здоровье для всех желающих, кто принесёт садака («садака» – добровольное пожертвование, не обязательно материальное. – Прим. автора). Татар в округе немало, даже из близлежащих населённых пунктов приезжают. Также бабушек обязательно зовут на новоселье, похороны, рождение – чтобы освятили, благословили по всем правилам. Садака бабушки себе не берут, раздают нуждающимся, складывают на нужды для кладбища.

Из семейного архива

Кроме ежедневного намаза обязательно держат пост ураза. Кто может, кому здоровье позволяет, ежемесячно. Обязательный 30-дневный пост для всех мусульман проходит в месяц Рамадан и завершается праздником Ураза-Байрам. Мусульманский пост особенный. В нём нет ограничений по продуктам, зато суровые запреты по времени принятия пищи. Поститься нужно от рассвета до заката, с момента, когда, находясь на улице, можно отличить белую нить от чёрной. В это время нельзя ни есть, ни пить, ни сквернословить, ни даже думать плохие мысли.

Как заканчивается ураза, всей деревней проводят чаепитие в клубе. А через 70 дней после Уразы-Байрама ещё раз чай пьют – три дня отмечают праздник жертвоприношения Курбан-Байрам. У кого есть овцы, или специально покупают, раздают мясо по всей деревне – просят у Аллаха здоровья и блага для своей семьи.

Нерелигиозные татарские праздники тоже отмечают всей деревней. Самый большой – знаменитый праздник пробуждения земли Сабантуй. Столы накрывают, несут, кто что может и умеет, в результате угощение получается богатое. Здесь и баурсаки, и эчпочмак, и знаменитые татарские пироги бэлиши. Фирменный пирог бабушки Альфинур – тыквенный пирог из сдобного теста с начинкой из тыквы, риса и кураги – пышный и очень вкусный.

Вот так, в заботах, проходят, пролетают дни Альфинур-апа. Прощаясь, она благодарит меня за то, что напомнила, что посмотрели фотографии, которые, как она говорит, скоро никому не будут нужны. Переживает, что помнит и рассказала мало: сильно подвела зараза – коронавирус. Больше года проболела, лежала в больнице и в Парной, и в Красноярске. Не стало уже ни прежней памяти, ни здоровья.

А не так давно газ на кухне взорвался. Стены выбило, потолок подняло, веранду на полметра вынесло. А её, ведь рядом с плитой стояла, не задело. Уверена, Аллах сохранил. А, значит, дела бабушки Альфинур здесь, на земле, ещё не окончены.

Материал опубликован в газете «Сибирский хлебороб»

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.