К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Внутренний ангел художницы Ирины Беловой

Автор: Инна Ким
г. Новокузнецк

Все могут рисовать. На вырванном из тетради листке, в уголочке окна, у себя в голове, на ткани. Главное – делать это так, как будто на тебя никто не смотрит и как будто тобою любуется весь мир. А внутренний ангел сам будет водить твоей рукой. Так считает новокузнечанка Ирина Белова, создающая удивительные миры в технике батика.

Она всё время рисует на ткани: удивительные, милые, не похожие ни на какие другие картины. У её якутского Икара деревянные крылья, а лось изображён многоногим. Но если ты мечтаешь летать – всё равно, из чего сделаны твои крылья. А если хочешь носиться по весенней тайге, в поисках подружки, лёгкий от предчувствия любви, у тебя должно быть побольше ног. Это же естественно.

Но если ты мечтаешь летать – всё равно, из чего сделаны твои крылья.

Вдохновленная деревней

У Ирины замечательная чистота и нежность взгляда на мир. Говорит, что это из детства, из деревни, где она выросла и где энергии земли и солнца такие, какие они были изначально, неискажённые, лёгкие, так что всю тебя пронизывает светлое счастье.

Ирина жила с мамой, бабушкой и дедом в деревне Казанково. Бабушка была родом с Вологодчины, воевала, потом странствовала с мужем по всей стране. Они железнодорожные пути прокладывали – и рожали детей. Так получилось, что их конечной станцией оказалась маленькая сибирская деревня.

У бабушки с дедом был уникальный дом – не только большой, пахнущий деревом, ещё и весь кружевной. А как Иринина бабушка вышивала! И гладью, и крестом. Много красивого кружева, много вышивок — вот что окружало Ирину с детства. А у деда была столярная мастерская с маленькой печкой — он там мебель мастерил. Ирина до сих пор помнит этот тёплый, родной, ни с чем несравнимый запах клея и дерева, когда она к деду пробиралась, чтобы сидеть, как мышка, да смотреть во все глаза.

И что такое прялка Ирина ещё маленькая знала. Они держали стадо овец, которых надо было стричь, вычёсывать шерсть, а бабушка потом пряла. В доме всегда собиралось полным-полно народа — четверо детей, восемь внуков. Огород один на всех, где надо всё время работать, картошка, семейные праздники. Ирина и не представляла, что бывает как-то по-другому — без семьи, без труда, без красоты, которая тебя окружает. Она ведь воспринимала всю теплоту и радость мира, бабушкиного дома, своей большой семьи, как данность, что это так у всех.

Любовь с первого взгляда

Просто жила, росла, в школу бегала, книжки читала. Выучилась на бухгалтера и работала по специальности. Причём никаких метаний и какого-то недовольства жизнью Ирина не ощущала, хотя всегда тянулась к необыкновенному, дивному, что передаёт краски этого мира и ещё то, что находится внутри самого человека. А однажды попала на выставку батика и влюбилась в это искусство с первого взгляда. Как током пронзило. Сразу же поняла, что тоже хочет этому научиться.

Ей повезло с хорошими учителями. Они совсем не жадничали – всем, что знали, с Ириной поделились. Вот так и перевернулась её жизнь – за один день. Видимо, те энергии, которые она получила в детстве, просто дремали до этого времени, наверное, вырастали внутри, как растёт дитя под сердцем матери, и вдруг начали толкаться, а не обращать на такое внимание немыслимо – рождение ребёнка происходит, когда этому приходит срок.

Ирине Беловой было тогда 29 лет, она только старшего сына родила. Кому-то это странным покажется. Была ведь нормальная профессия, ребёнок такой маленький. Какой тут может быть батик! Но Ирина уже не могла оставить всё, как есть. Это было невозможно. Рисовать на ткани стало смыслом её жизни. Она и в Непал за этим ездила, жила там три месяца, изучала живописный батик. Хотелось понять, как такие яркие, радостные цвета можно сделать самой.

Много интересного узнала и про технику, и про натуральные красители, которые изготавливают из местных, буйных красками растений. А удивилась и обрадовалась больше всего тому, что в Непале – мастера, а у нас – художники. Там это ремесло, передающееся из поколения в поколение. Это способ заработать – сейчас в основном, конечно, на туристах. А у нас – душа. Она может петь, смеяться или плакать – всё это получится в батике.

Из другой части света

Считается, что батик – это совсем из другой части света. Древние египтяне расписывали ткань, перуанцы, китайцы, индийцы, индонезийцы. А само название этого искусства происходит от слова анбатик. На языке жителей индонезийского острова Ява – это писать, рисовать. В Индии такой способ окраски ткани назывался бандхана и лахерия. В Китае – лацзе. В Японии – рокэти… А в России – кубовая набойка!

Причём история русского «батика» насчитывает не меньше одиннадцати веков. Уже тогда вырезали на досках узоры, смачивали доски краской из чанов-кубов и, накладывая на ткань, простукивали деревянными молотками, чтобы набить рисунок, а для создания узоров использовали смеси пчелиного воска и смол. Так что старинная русская набойка очень близка батику даже по технике.

В течение многих лет Ирина Белова учит рисовать на ткани самых отзывчивых на красоту – детей. Говорит: когда ты наполнен, это невозможно оставлять только для самого себя. Обрадовал ты кого-то, одарил теплом, и в твоей жизни начинают происходить события, которые приносят тебе новую радость, теплоту, счастье.

По словам Ирины, самое сложное – это настроить, как надо, художественное мышление, чтобы видеть, понимать и чувствовать не избитыми стереотипами, что солнышко всегда жёлтое, а травка зелёная. Ведь этот мир может быть каким угодно, как ты сам захочешь на него взглянуть!

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.