К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#КУЛЬТУРА И ЭТНОСЫ #ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Удэгейцы «Приморской Амазонки»

Автор: Александр Гайдалым
г. Владивосток

В детстве я проводил лето в деревне на западе Приморского края, неподалёку от границы с Китаем. В этой деревне проживали многочисленные народы региона — русские и украинцы. Но однажды в полузаброшенном доме по соседству поселилась женщина. Откуда и каким образом она попала в деревню — было загадкой. Кто-то из взрослых тогда сказал: «это удэгейка». Я был ребёнком и не понял, что это значит. Загадочная соседка примерно через пару месяцев куда-то пропала, больше мы её не видели. Позже, повзрослев, я узнал, кто такие «удэгейцы».

Фото:  Александр Гайдалым (г. Владивосток)

Поделиться фото



Удэге — это коренной малочисленный народ Дальнего Востока России, большая часть которого проживает на севере Приморского края. Традиционным местом удэгейских поселений считается долина реки Бикин. Эту реку называют «Приморской Амазонкой» за разнообразие флоры и фауны вокруг. В этих местах в дикой природе обитает одна из редчайших кошек планеты — амурский тигр. Для съёмок серии я отправился в село Красный Яр, которое расположено в Пожарском районе, в густых лесах приморской тайги, в удалении от городов и других населённых пунктов. Несколько маленьких деревень есть в округе. В Красный Яр добирался на автомобиле по лесной дороге, путь занял примерно 12 часов. Случайно получилось, что моим попутчиком стал местный парень — Иван, который помог в дороге.

Для меня было важно зафиксировать обычную жизнь удэгейцев, повседневность, быт. При изучении темы я часто видел съёмки местных праздников, людей в национальных костюмах и тому подобное. Хотелось от этого отойти и показать их настоящими, с радостями и проблемами, прочувствовать их национальную идентичность.

Удэгейцы селились в диких местах на берегах реки Бикин, образовывая «стойбища», как это называлось раньше. Затем стойбища объединялись и создавалась деревня. Весь быт народа, традиции и уклад тесно связаны с природой. Источниками пропитания являются охота и рыбалка. Такой уклад сохраняется и по сей день, несмотря на рост глобализации. Например, у каждой местной семьи есть охотничий участок в окрестностях. А в каждом дворе — традиционная лодка «Бат», для рыбалки и походов по реке.

Фото:  Александр Гайдалым (г. Владивосток)

Поделиться фото



На одном из снимков - семейная пара Сергей и Галина. Они взяли меня с собой на прогулку по реке. Поразил в них уровень связи с местом, это ощущалось эмоционально. Когда мы шли по Бикину, их лица сияли. Они обсуждали друг с другом, будто впервые, те места, в которых были много раз до этого. Это поразительно.

Фото:  Александр Гайдалым (г. Владивосток)

Поделиться фото



Молодёжь из числа удэгейцев после окончания школы уезжает из своих сёл на учёбу в города, но есть те кто остаётся. Например, мой попутчик Иван тоже является студентом колледжа в городе Уссурийске. Домой приезжает примерно один раз в 6 месяцев.
Про планы оставаться в селе после получения образования - я слышал мало. Причина тому - нехватка рабочих мест. Молодые всё чаще уезжают на заработки в города, либо на сезонные заработки в другие регионы Дальнего Востока.

Фото:  Александр Гайдалым (г. Владивосток)

Поделиться фото



В последние 5 лет удэгейцы столкнулись с ещё одной проблемой - дискриминацией со стороны администрации Национального парка «Бикин», который был создан в 2015 году. Это один из крупнейших нацпарков России. Проблема заключается в том, что территория парка расположена в том числе на местах традиционного природопользования удэгейцев.Те из них, кто смотрит в будущее и пытается оценить последствия федеральных инициатив, боятся, что их дети, следующее поколение, утратят традиционные навыки и превратятся в туристическую обслугу для посетителей Национального парка.

Фото:  Александр Гайдалым (г. Владивосток)

Поделиться фото


ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.