Оттого и столько исследовательских работ о традициях и быте Бергуля́ ею написано, и заметок в местную газету, и все экскурсии для гостей села состоялись. Даже во время отпуска, и в семь утра, и в одиннадцать вечера — когда из Челябинска, Новосибирска, Москвы в дом-музей заезжают. В книге отзывов с самого открытия — с 1984 года — накопились записи благодарных посетителей даже из Канады и Голландии. «Пока интерес к Бергулю есть, будем стараться», — объясняет Татьяна.
Часть музейного фонда Татьяне досталась от Зинаиды Васильевны Голубцовой — собирательницы бергульского фольклора и наследия Бажова в Сибири. А часть экспонатов преемница собирала сама. В одном из залов музея — «комнате Бажова» — стоит кровать прабабушки Татьяны с льняным наматрасником и вышитыми подзорами.
Так переплелись работа и жизнь хранительницы дома-музея, и оттого, видимо, столько души и тепла во встречах в музее.
Иногда в Бергуле культурные работники объединяются и устраивают костюмированные экскурсии, не только по музею, но и в клуб за песнями «Вечёрки» и фольклорными играми, чтобы о Бергуле во всех красках рассказать.
Нина Долнер
Руководитель детской фольклорной
группы «Ленок», участница
ансамбля «Вечёрка»
Татьяна Подъява
Руководитель Дома-музея им. П. П. Бажова
Ольга Пшеничная
Библиотекарь
Анна Подрядчикова
Руководитель
Дома-музея им. П. П. Бажова
Библиотекарь Ольга Пшеничная шутит, что приехала Бергуль посмотреть, а теперь сама экскурсии проводит. Здесь выросли старшие сыновья и растёт младший Паша. Из школы Паша прибегает к маме в библиотеку проведать. Помогает дома по хозяйству. Пока отец на «Северах» работает и братья
в других городах, Паша за старшего: и собаку накормить, и за молоком парным сходить — всё сам.
Вместе Ольга и Татьяна проводят литературные квесты: ребята проходят задания и в музее, и в библиотеке, а потом по традиции пьют чай. Всеми способами Ольга в библиотеку читателей зазывает. От показателей посещаемости зависит, сколько новых книг район определит в фонд. И если библиотека не будет пополняться, то читать бергульцам станет неинтересно и нечего.
Ещё в школе Татьяна ходила в драматический кружок, в студенчестве играла в спектаклях. Главные роли Татьяна не любит, потому что, например, у Снегурочки плавная игра, и трудно запомниться с ней зрителю. Зато второстепенные персонажи всегда получаются яркими, как Марфушенька в «Морозко».
В историю Бергуля Татьяна войдёт в числе основных действующих лиц. С Татьяной дело спорится — заработали «Ночи в музее», социальные сети, клуб пенсионеров «Золотой возраст». И может, появится во дворе музея, как мечтает Татьяна, туристическая станция со срубом русский избы, чтобы гости Бергуля могли быт местный и обычаи на себе познать.
Татьяна — ученица Полины Григорьевны Халявы и одна из первых артисток её театрального драматического кружка «Юность». Полина Григорьевна с ребятами ставила и Бажова, и Алексея Толстого. Костюмы по всему селу собирают: у кого найдётся шляпка, у кого — костыль для кота Базилио. Сейчас разучивают «Летучий корабль». На гастроли ходят в Дом культуры, садик, выезжают в райцентр. Пять лет бергульские постановки занимали призовые места в районе. Из Новосибирска как-то с кубком приехали. Когда «артисты» Полины Григорьевны в столице Сибири на конкурсе юных чтецов «Живая классика» выступают, обязательно в театр заходят. В опере «Князь Игорь» половецкие пляски очень запомнились.
Полина Григорьевна ценит бергульцев за честность и прямолинейность, за традиции и культуру, за то, как «вкусно здесь говорят». В тетрадях у ребят такие обороты не встретишь, да и нелитературными они считаются… Зато как звучат!
Ученики Полины Григорьевны в сочинениях зовут Бергуль малой Родиной, вспоминают о кержаках и хвастают бажовским следом. Значит, помнят и стараются сохранить.
Пока в Бергуле открыты двери клуба, музея и библиотеки и над школьным двором поднимаются качели, Тара волнуется
Ольга Пшеничная
Библиотекарь