Текст: Хатима Нисредова
фото: Зарема Алиева
(дагестан)

Дядя Аго: удивительный мастер из Дербента

В своей маленькой «кузнице» дядя Аго создал больше 10 тысяч
дудуков, бубнов, скрипок, кларнетов. Для многих артистов его имя звучит как знак качества, потому заказы к мастеру приходят
из разных концов мира - от Азербайджана и Турции
до Португалии и Америки.
КУЗНИЦА ИНСТРУМЕНТОВ

Аркадий Каграманян встречает нас у выцветшей деревянной двери мастерской. Работа здесь кипит с утра: заказ на кларнет пришел из Турции. Металлический предмет, похожий
на проволоку, он точит вручную, без очков и без дополнительного света. На лице мастера сеточка морщин, а седина прячется под кепкой. Дяде Аго 82, но нет и дня, когда бы он не сел
за наковальню.

— В этой мастерской я больше 40 лет, — рассказывает мастер. — Раньше здесь был сарай, складывали ненужные вещи, теперь — рабочий кабинет.

А еще здесь мини-музей. Кривые гвозди держат тар, бубен, балалайку. Все это соседствует
с черно-белыми фотографиями, рабочими и музыкальными инструментами мастера.

— Свой инструмент по звучанию я узнаю из тысячи. Разве отец не узнает сына по голосу?

Прежде чем инструменты дяди Аго запоют, кусочек дерева проходит десятки этапов: ему придают форму, пилят, точат, красят. Для этого в мастерской есть точильный и токарный станки, паяльник. А наковальня кузнеца музыкальных инструментов похожа на наковальню ювелирного мастера — тиски, щипцы, плоскогубцы, напильники, сверла, растворители. Мастер берет в одну руку обрубок дерева, в другую — готовый кларнет.

Дядя Аго готов рассказывать.
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

— Мне было шесть лет, когда я впервые услышал кларнет. В село Ннги Нагорного Карабаха музыканты приезжали по особому случаю — на свадьбу, например. Как сегодня помню тот ясный день. Мы с мальчишками играли у речки, ловили лягушек. И вдруг я услыхал какой-то неестественный звук. Бросил лягушек, ребят и побежал на мелодию.

Оказывается, это возвращались фронтовики, один солдат приехал домой
с инструментом. В нашем селе кларнет звучал впервые, и я в этот звук влюбился!

Подбежал к фронтовику и встал напротив как вкопанный, разинув рот. Музыкант поднял мою челюсть, и все вокруг засмеялись. Постеснявшись, я убежал прочь.
А кларнет все звучал в моей голове.

Игре на инструменте я научился уже в Дербенте, сюда мы переехали всей семьей. При школе играл духовой оркестр, а в оркестре — кларнет! Худрук был слепым музыкантом, но его оркестр звучал лучше, чем у зрячих. Чтобы Антонин Карлович Качмарек учил меня играть на кларнете, я два года был его поводырем. Вел за руку по городу, провожал до работы. Мне было тогда 12 лет. Я жадно учился у него всем тонкостям игры на кларнете — и научился!
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

— Мне было шесть лет, когда я впервые услышал кларнет. В село Ннги Нагорного Карабаха музыканты приезжали по особому случаю — на свадьбу, например. Как сегодня помню тот ясный день. Мы с мальчишками играли у речки, ловили лягушек. И вдруг я услыхал какой-то неестественный звук. Бросил лягушек, ребят и побежал на мелодию.

Оказывается, это возвращались фронтовики, один солдат приехал домой
с инструментом. В нашем селе кларнет звучал впервые, и я в этот звук влюбился!

Подбежал к фронтовику и встал напротив как вкопанный, разинув рот. Музыкант поднял мою челюсть, и все вокруг засмеялись. Постеснявшись, я убежал прочь.
А кларнет все звучал в моей голове.

Игре на инструменте я научился уже в Дербенте, сюда мы переехали всей семьей. При школе играл духовой оркестр, а в оркестре — кларнет! Худрук был слепым музыкантом, но его оркестр звучал лучше, чем у зрячих. Чтобы Антонин Карлович Качмарек учил меня играть на кларнете, я два года был его поводырем. Вел
за руку по городу, провожал до работы. Мне было тогда 12 лет. Я жадно учился
у него всем тонкостям игры на кларнете — и научился!
НОВОЕ ДЕЛО

— За первый инструмент я взялся в 18 лет, но дело до конца не довел: не справился
с клапанами. Отложил. Уехал в армию, поступил в институт, отучился и уже после смастерил настоящий кларнет. С тех пор в этой мастерской я изготовил более 200 кларнетов. Все они сделаны из абрикосового дерева, другое для этого инструмента не подходит. Но прежде чем этот абрикос я превращу в инструмент, он должен сушиться 7−10 лет, иначе плохо будет звучать инструмент.

А клапаны я мастерю из мельхиоровых ложек. Вот это раньше был черпак, половник, вот еще один. Его ручки ушли на клапаны. Моя жена еще не знает, что у нее на кухне теперь нет черпака. Этот скандал еще предстоит (смеется).

За обедом все о еде думают, а я на ложки заглядываюсь.
ДВЕ РОДИНЫ

Кардаг — придуманный мной духовой инструмент: я объединил в нем дудук и кларнет.
В звучании ничего нового, зато легче стало играть. Дудук — инструмент очень сложный, многие бросали его, так и не научившись играть. Чтобы издать полтона, нужен большой навык.
А на кардаге полтона брать не надо, достаточно нажать клапан, и инструмент дает чистый стройный звук.

Название инструмента пришло само собой: я объединил в одно слово имена двух родин — Карабах и Дагестан.
МАСТЕР АГО

— США, Канада, Португалия, Англия, Франция, Израиль, Греция, Кипр, Турция, Азербайджан, Украина, Грузия — заказы приходят со всего света. Я создал более 10 тысяч барабанов, бубнов, разные духовые и ударные инструменты. Как-то мне пришлось смастерить кларнет для левши. Один приехал ко мне из Узбекистана.

Узбек по имени Абдуло на родине играл
в оркестре, но овладеть кларнетом левше
не удавалось. Когда я закончил работу, он сыграл в мастерской и прослезился, поцеловал мои руки и уехал
в свой Узбекистан
.

САМОЕ ЦЕННОЕ

Кажется, в мастерской дядя Аго хранит самое ценное — память. Вот на гвозде висит кинжал, его нашли соседи на развалинах карабахского дома мастера. А рядом на стене традиционная обувь — чарыки, похожие на те, в которых маленький Аго приехал в Дербент.

— Они висят на видном месте, чтобы я не забывал, откуда я родом и кем я был, — поясняет мастер.
— Дядя Аго, вы известный во всем мире мастер, отец и дедушка, создатель своего собственного музыкального инструмента, вы приложили руку к судьбам сотен артистов. У вас осталась мечта?

Я очень хочу создать еще один музыкальный инструмент. Идея родилась, осталось
ее воплотить.
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Поделитесь этим материалом в соц. сетях