Автор: Анастасия Тимофеева
г. Нефтегорск
«Первый раз в школьный класс… и в профессию!
Учительница первая моя… а что, если ученики становятся самыми первыми у учителя? Когда начинающий педагог переступает порог школы, он тоже делает свой первый шаг в новую школьную жизнь. Ему тоже предстоит многому научиться. С какими вызовами сталкиваются молодые педагоги сегодня, как происходит становление в профессии? Изучим это экспериментально вместе с двумя обаятельными учительницами начальных классов школ города Нефтегорска — Екатериной Алексеевной Комаровой и Лилией Ильясовной Валитовой.
Анастасия Тимофеева
г. Нефтегорск
Быть строгой? Легко!
В 28-ом кабинете школы №3 оживленно и шумно. На перемене каждый занимает себя: непоседы включаются в игры, наиболее прилежные ученики заполняют что-то в тетрадях, ответственные беспокоятся у учительницы о своем. Она немного выше своих подопечных, на вид — старшеклассница. Но! Уже педагог!
Наша первая героиня — Валитова Лилия Ильясовна. В ее ведении 25 мальчишек и девчонок 2 «В» класса. За плечами три года педагогического стажа и далеко идущие планы: получить высшее образование и попробовать себя в роли учителя химии. Тяга к естественным наукам — это про Лилию, но при выборе профессии между медициной и школой победила тяга к учительству. Хотя, в период обучения ей нравились и естествознание, и методика преподавания.
Урок Лилии Ильясовны начинается с наведения порядка на столе и приготовления принадлежностей, чтобы после ничего не отвлекало от учебного процесса. Дисциплина — одно из отличительных качеств Лилии Валитовой. «Если ее класс идет в столовую, то все идут ровным строем!» — говорят о ней другие педагоги.
Наладить такой настрой в коллективе непосед совсем не просто, потому что у ученика начальной школы вся жизнь состоит из приключений: тетрадь может куда-то «испариться» за перемену, а домашнее задание съела собака. Стоит только удивляться, сколько терпения и выдержки нужно иметь учителю. Тетрадь после найдется у соседа по парте, который вдруг обнаружит, что вместо одной своей у него вообще их целых три.
«Называем предметы на правило «жи-ши», — звучит голос учителя. И тут творчеству второклашек нет границ, в ход идут и «железо», и «жена». Поток мыслей ребят подстегивает азарт, и ошибки умиляют наблюдателя, Лилия Ильясовна же направляет этот бурный поток в нужное русло.
Опытный учитель или начинающий — он и артист, и воспитатель, и канатоходец под куполом… Потому что держать баланс — это профессиональная черта любого педагога. Мера между строгостью и юмором, трудом и отдыхом. Беречь эмоциональные силы нашей героине помогает готовка дома, во время этого она морально отдыхает, и все мысли уходят из головы.
Педагоги — люди априори очень талантливые. Многие обладают особым рентгеновским зрением, и Лилия из их числа. Не отвлекаясь от процесса обучения, окинув взглядом класс, она может увидеть, кому надо в медпункт, кого вернуть в рабочий процесс, кого подбодрить. Никаких сверхъестественных способностей. Высокий уровень эмпатии, вот в чем секрет.
В благоприятной атмосфере класса не страшно ошибаться. Звучит фраза: «К доске идет…», и строй детских рук взлетает вверх. Никто не прячется, не боится, а хочет проверить себя. Поддержать тягу к знаниям, замотивировать — черта внимательного учителя, она у Лилии есть.
Тема урока — «Диалоги и монологи», ребята разыгрывают сценки. В игре усваивается новое. А что же важнее в работе начинающего педагога, монолог, держащий дисциплину и авторитет, или открытый диалог? Лилия Валитова выбирает для себя в профессии путь открытого диалога, считает, что педагог должен быть на одной волне с детьми, быть понимающим.
Большую роль в ее становлении как педагога для нее сыграли ее школьная учительница по русскому языку — Светлана Александровна и наставники во время студенческой практики. Теперь она сама учитель в полном смысле этого слова.
«Обожаю такие моменты, когда ты идешь по улице без настроения и в какой-то момент слышишь, как на всю улицу раздается: «ЛИЛИЯ ИЛЬЯСОВНА!», и к тебе с улыбкой бежит кто-то из учеников. После этого настроение поднимается на весь день, и думаю, что все не зря», — делится Лилия Ильясовна.
Если сравнивать педагогов прошлого и современности, она считает, что если раньше для работы учителям нужны были только доска и мел, то сейчас для работы педагогам нужно много технического обеспечения, ведь заинтересовать ребенка с каждым годом все сложнее. У старших коллег ей хотелось бы научиться умению быстро менять строение урока, чтобы никто и догадаться не мог, что первоначально все было по-другому.
В свою очередь, старшие коллеги Лилии Валитовой характеризуют ее как уже очень грамотного, ответственного специалиста. Седина Наталья Викторовна, наставник Лилии Ильясовны: «Она мне понравилась изначально. Лилия Ильясовна отличается большой добросовестностью и прилежанием, что редкость для молодых педагогов, не всем это свойственно. Она всегда тщательно готовится к урокам с первых дней. Она горит работой, разрабатывает карточки, готовит распечатки. Как наставник, что-то порой я перенимаю у нее. У нее есть рвение, тяга работать с детьми. На уроках дети ее слышат, это тоже показатель, не у каждого начинающего педагога это получается. Чтобы держать в поле зрения все 25 человек на протяжении урока — это приходит со временем. Она создает впечатление педагога с большим опытом, несмотря на небольшой стаж».
Такая высокая оценка у состоявшихся корифеев — хороший знак и подтверждение: Лилия Ильясовна Валитова на правильном пути.
Задачка со звездочкой
У Екатерины Алексеевны Комаровой из школы №1 урок математики. Ее подопечные чуть постарше, это чувствуется сразу: усидчивые, вдумчивые, но также рвутся к доске проявить себя. У учеников старших классов — это более редкое явление, младшеклассники тягу к знаниям проявляют по-другому. И важно это стремление поддержать.
Педагогический стаж Екатерины Комаровой — 2 года. Еще с детства она хотела попробовать себя в этой профессии, играла в школу, и думала на уроках «каково сейчас учителю?», еще не подозревая, что тоже когда-нибудь окажется в этом амплуа. После работы в летнем лагере обычный интерес перерос в желание учить детей, помогать им раскрывать в себе что-то новое. Сейчас Екатерина во многом опирается на опыт своей мамы, она тоже с самого детства в педагогике.
«Я люблю свою работу за моменты, когда ты заходишь в школу, а дети бегут навстречу, обнимают и дарят разные записочки. Перед собой ставлю цели: привить своему 3 «Б» желание стремиться получать еще больше знаний, то есть любовь к образованию; попробовать себя в преподавании изобразительного искусства в старших классах. Считаю, что педагог должен быть понимающим и справедливым», — поделилась Екатерина Алексеевна.
Родители учеников говорят о ней: «Нам с ней очень повезло, потому что рядом с нашими детьми самая добрая, красивая, умная и справедливая Екатерина Алексеевна. Ее свежие идеи всегда находят отклик у детей и родителей. Ребята тянутся к ней. К каждому ребенку у нее свой подход. Мы, родители, поддерживаем все ее начинания».
Такие слова говорят о большом доверии и уважении. Класс Екатерина Алексеевна Комарова взяла в середине года, переняв уже сложившийся коллектив от другого учителя. Это задачка со звездочкой. Настоящий вызов для любого педагога. Катя справляется. Она любит детей, а они ее. Эти дети навсегда останутся для нее особенными в ее профессиональной летописи, потому что это ее первые подопечные, с кем предстоит еще много открытий и на страницах учебников, и внутри себя.
— Ваня собрал 8 стаканов малины, а его сестра на 2 стакана меньше, — диктует Екатерина Алексеевна текст задачи.
— А давайте дадим имя сестре! — раздается в классе.
— Хорошо! — поддерживает творческий подход педагог.
— Да! Пусть будет Полина, — доносится с первого ряда.
— Можно я запишу: «Поля»? — спрашивает кто-то из середины кабинета.
— Конечно, так даже будет лучше! — поддерживает Екатерина Алексеевна.
И вот урок уже — не серия примеров сложения и вычитания, а диалог, и задача становится интересной и смысловой для ребят.
Екатерина сейчас ведет урок математики, но творческое начало берет свое. Она любит рисование и графический дизайн, увлекается живописью. В Нефтегорске ее профессиональный путь начался с должности педагога дополнительного образования в Центре «Радуга», где она очень хорошо зарекомендовала себя, а теперь она учитель начальных классов, и этот фронт работ ей тоже хорошо удается.
Перед современными педагогами помимо традиционных задач, возникают новые вызовы. Например, как быть с телефонами во время занятий? У Екатерины Алексеевны на полке специальная деревянная коробочка с надписью: «Не упусти действительно важное», где хранятся смартфоны учащихся. Красивая мысль, мотивирующая, расставляющая приоритеты. Тот случай, когда пространство вокруг тоже воспитывает. В классном уголке можно увидеть фотографии ребят. Это не «Доска почета», здесь отмечен каждый и каждому отведен свой кадр с именем и днем рождения. Кто-то улыбается со снимка, кто-то очень серьезен. Они и в жизни будут разными: вдумчивыми, веселыми, пытливыми, беззаботными, но сейчас им очень нужен тот самый педагог, с которого многое начнется в его жизни, с кем эти начинания будут увлекательными и интересными.
Екатерина Алексеевна считает, что многое изменилось в педагогике: учителя сейчас больше прислушиваются к ученикам, учат не только детей, но и сами учатся у них. У старших коллег ей бы хотелось научиться умению с легкостью подстраиваться под неожиданные ситуации на уроках.
Многому еще предстоит научиться героиням публикации. Как и их подопечных, их ждет много нового, самого первого: линейки, педсоветы, конференции, выпускные, разговоры о важном и по душам. Все это станет опытом. И личным, жизненным, и профессиональным.
Белые рубашки и блузки, банты и хвостики, пеналы, ручки, карандаши, портфели. За партами пока еще школьники, потом выпускники и будущие строители, врачи, экономисты, художники. Их путь начинается с учителя. Это возможно.»