К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#КУЛЬТУРА И ЭТНОСЫ #СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

«Мы все разные»: история одного этнографа

Автор: Ульяна Сизикова

«Мы все разные»: зачем нам изучать других или история одного этнографа

Пять дней наносить на кожу специальную краску, чтобы во время тематической игры участники не смогли узнать в чернокожей гостье из Кении незаменимого сотрудника межнационального центра. Несколько дней жить в условиях полного отсутствия цивилизации, чтобы узнать поближе отдаленный от остальных россиян народ. Вставать в четыре утра перед важным мероприятием, чтобы настроиться на нужную волну и погрузиться в мир того народа, о котором будет идти речь днем. Обо всех этих подвигах Марина Николаева, специалист Городского межнационального центра Новосибирска, говорит как об обыденной работе, которую она выполняет ежедневно. Мы поговорили с этнографом и узнали, чем занимается новосибирский центр, какими тайнами он обладает и зачем нам узнавать других.

Марина Николаева является ведущей и вдохновителем проекта «Этническая мозаика». Это серия игр, в которых участвуют ученики школ разных классов, учащиеся колледжей и училищ. В ходе викторин и подготовок к ним участники узнают о малоизвестных народах мира, демонстрируют свои знания и соревнуются между собой.

Мы знакомы с этнографом с пятого класса. Несколько раз в год наша школа участвует в проекте «Этническая мозаика» и уже успела познакомиться с традициями и обычаями многих народов.

   

Ульяна Сизикова

– Марина Борисовна, мы знаем вас как незаменимого ведущего этнокультурных игр. Однако, в ваши обязанности входит множество других ответственных и интересных занятий. Расскажите о своей работе в межнациональном центре поподробнее.

– Ну во-первых у нас есть проект под названием «Гора самоцветов». На мероприятия приходят ребята, целые школьные классы. Они смотрят тематические мультфильмы о разных народах и пытаются без перевода понять, о чем рассказывает картина. Также в гостях бывают представители того или иного народа, которые знакомят заинтересованных со своим миром – показывают одежду, объясняются на своем языке. Ну и, во-вторых, «Этническая мозаика», о которой вы, конечно, знаете. Кроме того – это ежедневная работа в центре по общению с представителями разных национальностей, сбору материала, информации и даже так называемых трофеев.

Марина Николаева является ведущей и вдохновителем проекта «Этническая мозаика». Это серия игр, в которых участвуют ученики школ разных классов, учащиеся колледжей и училищ. В ходе викторин и подготовок к ним участники узнают о малоизвестных народах мира, демонстрируют свои знания и соревнуются между собой.

Мы знакомы с этнографом с пятого класса. Несколько раз в год наша школа участвует в проекте «Этническая мозаика» и уже успела познакомиться с традициями и обычаями многих народов.

   

– В интернете написано, что вы этноигротехник. Так называется ваша должность, как организатора тематических мероприятий?

– Да, на базе центра я провожу игры как для детей, так и для взрослых. Иногда для участия в игре нужно подать заявку, и тогда определенная группа готовится к викторинам несколько недель. Некоторые сами подают запросы на проведение игр, и например, просят провести мероприятие на базе своей школы. В основном я занимаюсь подготовкой и проведением игр по этнографии. То есть функция по большей части просветительская и образовательная.

– На своем опыте я могу сказать, что изучение истории народов и народностей – очень интересное, но при этом трудное занятие. Как так получилось, что вы решили связать свою жизнь с этой наукой? 

– Ну, во-первых, я училась в Якутском государственном университете. Мой профиль – этнография. Сначала этнография народов Сибири, затем этнография народов Африки, потом Азии. По окончании я начала работать в обычной школе и меня расстроило, что по части этнографии в ней было скучно. Мы пытались изучать народы комплексно. То есть не только историю, экономику и политику. Простой человек хочет другого, ему нужно зрелище. Он хочет увидеть костюмы, услышать язык. Ему не всегда интересны политические моменты. Так и пришла идея этнографических игр. Я занимаюсь этим уже много лет, но каждый раз перед мероприятием волнуюсь. Например, сегодня, перед игрой по ижорам, встала в четыре утра. Пыталась настроиться на нужную волну, произносила какие-то слова, проникалась тем самым миром. 

   

– То, что вы подходите к играм по-особенному, это видно. Практически каждый раз вы предстаете перед нами в определенном образе, в костюмах тех народностей, о которых мы разговариваем. Это, естественно, не может не запоминаться. Но расскажите, откуда у вас такое изобилие костюмов?

– Есть костюмы, которые просто есть у меня, потому что я танцевала и увлекалась этим. Я сама делала какие-то наряды, подбирала аксессуары. А есть те, которые находятся в Городском национальном центре. Их сюда приносят гости из других стран или просто те, кто планировал отдать в музей завалявшееся на дачах. Есть дети в моем клубе, которые сами себе сшили костюмы, чтобы выступать на различных мероприятиях.

Нередко проблему решает грим. Так, например, была у нас игра по Кении, стране в Африке. И меня пять дней покрывали специальным раствором, из-за которого я становилась темнее каждый день. Руки становились черными, лицо, шея. Работал со мной визажист. В день игры мне наложили дополнительный грим, и я стала полностью чернокожей. Сначала у всех был шок. Мероприятие со мной вел товарищ из Кении. Так вот, он был светлее, чем я. Минут десять у него был ступор, он забыл все русские слова. Потом, конечно, пришел в себя, но был поражен моей жертвой.

   

– Получается, вы встречались с разными народностями. Мы знаем, что нередко представители того или иного этноса даже бывают здесь, участвуют в устраиваемых мероприятиях. Расскажите, как вы связываетесь с ними, как получается найти представителей редких народностей?

– Тем людям, которые находятся в Новосибирске, самим интересно к нам обращаться. Я со многими связываюсь, звоню, спрашиваю, готовы ли они с нами сотрудничать. Некоторых я увидела в городе случайно и пригласила к нам.  Однако не все идут на контакт, особенно к детям. Казалось бы, с детьми проще, но не всем. И когда мы об этом говорим, я всегда предлагаю безвозмездное партнерство, потому что они работают для детей.

– Ездили ли вы в места, в которых все не так, как мы привыкли? Например, в которых остались свои собственные традиции, язык, одежда? Были ли экспедиции и путешествия в вашей жизни? 

– Конечно ездила. Одна из запоминающихся поездок – в Тимофеевку к латгальцам за 750 км отсюда. Я была в непривычных условиях, в которых они на сегодняшний день живут: и воду носила из колодца, и горелка нам свет заменяла. Помимо этого, была в Кемеровской области, гостила у телеутов.

Примечание: латгальцы – переселенцы из Латгалии. Они перебрались в Сибирь в 1890-х годах. Первыми основателями населенных пунктов в Барабинских степях были бурлаки из Люцинского уезда. Во главе этой партии переселенцев стоял Тимофей Марнауза, именем которого названа одна из деревень — Тимофеевка. Стремление многих латгальских переселенцев селиться близ Каинска объяснялось тем, что в этом городе имелся католический собор.

   

– Когда мы приехали в Тимофеевку, внутренне я была шокирована. Я привыкла к цивилизации. А тут нужно было и картошку копать, чтобы выжить, и свиней с огородов гонять, чтобы они не вытоптали овощи. Печку топить надо – в общем, настоящая история выживания. Местные ко всему привыкшие, они нам свет потом перебросили, плиту электрическую принесли, дрова подсушивали. А мы изучали историю, фотографировали, гуляли, чтобы не замерзнуть, в каких-то старых одежонках. Но при этом были первыми девушками на деревне.

Уезжали мы оттуда впопыхах. Нам сказали, что если в течение трех часов не доберемся до асфальта, то на несколько дней застрянем – грянет дождь и размоет дорогу. Это так необычно, что люди там зависят от самого важного – от природы, и больше ни от чего. Впечатлений мы набрались много, отобрали огромное количество этнографического материала. Общались не только с латгальцами, но и с поляками, которые там остались. И это только одна история из многих, в которые я попадала.

– Знаете, вокруг разных народностей гуляют стереотипы. Например, что все цыгане – воры, чукчи – неумные, а монголы – кровожадные. Откуда берутся эти стереотипы и как с ними бороться?

– Наверное, наши игры играют немаловажную роль, чтобы развеивать эти стереотипы. Всякий народ имеет свои плюсы и минусы. Иногда про минусы помнят, а вот о плюсах забывают. Например, почти никто не помнит, что цыгане – прекрасные дрессировщики, поют замечательные романсы. А чукчи вообще интересный народ, и мы многое у них заимствуем. Тех же хаски, которых они вывели. Нужно гордиться нашей историей, нашими людьми, нашими народами, которые нисколько не хуже, чем все остальные. Но есть ненависть к народам, даже у русскоязычных. А ведь не должно быть так, мы все одной родины, все едины. Нужно изучать, просвещаться, видеть хорошее и тогда просвещение изгонит эту темноту из голов многих.

 

– Марина Борисовна, мы привыкли, что каверзные вопросы задаете нам вы. Сегодня я хочу на немного поставить вас в непривычное положение и стать ведущей маленькой викторины, которая просветит читателей. Поэтому такой небольшой блиц-опрос, можно отвечать кратко, даже одним словом.

– Сколько в России народностей? Хотя бы примерная цифра. 

– Везде разные есть сведения. Например, в нашей области 120. А где-то говорят уже о 190 народностях. Поэтому сказать точно нельзя, здесь же нет таких математических подсчетов. Вот я сижу и говорю, что якутка. Но вы по внешности считаете меня русской. Хотя внутри я сильно отличаюсь от русских. Каждый раз число народностей увеличивается, когда люди познают себя.

– Самая маленькая народность России, которая вам известна.

– Кереки, всего семь человек. Там в какое-то время произошло слияние с чукчами, точно так же, как и ижора с карелами, финнами. Поэтому их так мало.

– Обычаи какого народа вас более всего удивили? И коротко почему.

– Обычаи есть такие странные, такие непонятные, я их и не всегда в играх беру. Мне кажется, они очень древние и современному человеку чужды. Например, раньше в празднества носили гробы, и это было нормально. А я вот не приемлю такого. Лучше заимствовать не странные, а приятные обычаи. Например, встречу солнца.

 

– И последний вопрос, может, немного философский. Зачем нам вообще изучать других?

– Узнавать других, чтобы узнать себя. Мы живем в России, все у нас на русском языке. Мы считаем, что так по всей стране. Но ведь, даже если взять меня. У меня в корнях русских никогда не было. Я начала разговаривать на этом языке только в пять лет. И считаю себя русскоязычной. Я живу здесь, говорю на русском языке, но свои компоненты всегда помню. И таких примеров много. Это, в первую очередь, просвещение, расширение кругозора и понимание мира, чтобы потом его принять немного другим. Сейчас популярно возрождение родных языков, традиций. И это имеет право на существование. Если у небольшой группы людей есть свой язык, наряды, танцы, жесты – это прекрасно. Не нужно всех сравнивать. Мы все разные.

Ульяна Сизикова, 191 школа, город Новосибирск

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Пригородный Эрмитаж

Государственный Музей-заповедник «Гатчина»

Православная святыня Гатчины

Покровский собор в Гатчине ‒ самый большой храм в Ленинградской области, освящённый в честь Богородицы. Строительные работы по созданию собора начались летом 1905 года. Многие жители города принимали участие в строительстве: кто-то помогал средствами, кто-то ‒ строительными материалами. Главный придел храма ‒ во имя Покрова Пресвятой Богородицы ‒ был торжественно освящён 8 октября 1914 года.

Место силы гатчинских рокеров

Рок-группа «БЕZ Б»

Уличная галерея граффити

Подземный переход Балтийского вокзала города Гатчины стал настоящим объектом стрит-искусства и символом единения современности и исторического прошлого. Стильные граффити радуют глаз местных жителей и нередко становятся желанными объектами для фотографий.

Лошадь в помощь!

Лошади ‒ существа не только прекрасные, умные и красивые, но и полезные. И сейчас это не о лошади с плугом, а о лошади с наездником. А если ещё точнее, то о терапии с лошадью ‒ весьма впечатляющей, хотя и непривычной человеку «со стороны».

Музыка — язык для всех

Андрей Иванович Церр Директор музыкальной школы имени Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова