#СПОРТ #УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Автор: Алина Сайранова
г. Екатеринбург
Ксения Бережная — студентка с особенностями зрения. Но учится она наравне со всеми, а на физкультуре и вовсе даст фору. Ксюша — лыжница и биатлонистка, член Паралимпийской сборной России. Между тренировками мы встретились с ней в кафе поговорить об инклюзии в обществе и мечтах, запивая речи имбирным чаем.
Алина Сайранова
г. Екатеринбург
Куда она смотрит?
Ксения родилась в Юрге — городке в Кемеровской области, но уже 12 лет живёт в Верхней Пышме. Из-за болезни Штаргардта в четвёртом классе Ксюша перевелась из обычного учреждения в школу-интернат имени С.А. Мартиросяна для слепых и слабовидящих.
— У меня нет центрального зрения. Если я смотрю тебе в глаза, то не вижу твою голову. Пятно. У меня есть только боковое зрение, поэтому постоянно отвожу глаза. Я уже этого не замечаю, мозг адаптировался, но всегда где-то присутствует пятно. И я могу просто врезаться в человека, — делится Ксюша.
Для девушки текст в книгах слишком мелкий. Даже найти броскую вывеску кафе стало для неё сегодня проблемой. Но при этом шрифт Брайля — специальный тактильный шрифт для слепых и слабовидящих — она не знает.
— Я училась с видеоувеличителем. А-ля лупа, но электронная. На Брайль я просто отказалась переходить... Меня он так напугал в четвёртом классе! Это очень сложно — писать справа налево и зеркалить буквы. Кроме того, нужно развивать с детства тактильность, а я не работала над этим. В книгах точки ещё и сглаживаются, и мне тяжело почувствовать, — вздыхает Ксюша. — У меня есть электронная литература, но всегда мечтала сидеть именно с печатной.
Выбор сделан
Окончив школу, Ксюша поступила в Уральский федеральный университет на направление «Адаптивная физкультура».
— То, что буду именно на адаптивной физкультуре, я знала давно. Во-первых, я сама связана с адаптивным спортом. Я жду, что мне это поможет: буду знать, как развить своё тело и достичь больших результатов. Во-вторых, это востребовано. Сейчас много детей с инвалидностью с рождения, а педагогов не хватает. Так что в дальнейшем буду либо работать со школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), либо стану реабилитологом, — планирует первокурсница.
Ксюше удалось проучиться первую половину семестра практически без пропусков, а вот весь ноябрь она на сборе: покоряет Тюмень и Красноярск. Скоро сессия, а в январе — Кубок России! Тренировки будут сменяться зачётами, как дождь чередуется со снегом уральской осенью.
— Я надеюсь, что смогу совмещать спорт и учёбу, что университет окажет нужную поддержку. Ведь много спортсменов здесь учатся и училось, как Антон Шипулин. Но, в любом случае, я пришла за образованием, поэтому в отъездах лекции пишу, что-то учу и сдаю сама. Вот, анатомию с первого раза сдала! — радуется студентка. — Главное — учиться, не делать вид, что я — крутой спортсмен и никому ничего не обязана.
Понять инклюзию, принять особенности
Ксюша на себе чувствует, какая пропасть между людьми с особенностями здоровья и без. Кроме того, она сумела побывать по обе стороны.
— Была неловкая ситуация, когда я в третьем классе впервые столкнулась с инклюзией. Я зашла в класс, где были тотально слепые ребята, и оцепенела. Подходит ко мне мальчик, начинает трогать мои волосы, по макушке гладит. Мне было страшно. Но это его особенность. Слепые тактильно воспринимают мир, им это необходимо для понимания, — анализирует первокурсница.
Даже в современном мире есть стереотипы, что инвалидность — это приговор. И к чему же это может привести?
— Я своими глазами видела, как отгороженность от мира и общения влияет на ребёнка с ОВЗ: он в коллективе начинает плакать ни с того ни с чего, боится заговорить. Начинаются проблемы с учёбой, поступлением, что снова загоняет в четыре стены. Для меня это реально страшно — всю жизнь провести на шее родителей, не коммуницировать, — переживает Ксюша.
По снегу к целям
Наконец пора поговорить о лыжах и биатлоне, где и нашла своё место Ксюша. Представить эти зимние виды спорта несложно, но как их адаптировали для слабовидящих и слепых?
— У меня есть ведущий спортсмен, который хорошо видит. Он бежит передо мной, показывает дорогу. Мы работаем как команда: я выигрываю медали — он выигрывает, со мной получает звание, вместе тренируемся и работаем над техникой. Как тренер, только бегаем вместе. В биатлоне установки лазерные, надеваем наушники и стреляем только на слух, — объясняет девушка.
Заняться лыжами Ксюше посоветовала учительница физкультуры. У девочки горели глаза. Она не знала, каким болезненным будет этот путь. А сейчас Ксюша останавливаться уже не собирается…
— Победы достаются тяжело. Шесть дней в неделю, постоянные разъезды, дома не бываешь. А чтобы отобраться на Паралимпийские игры в 2022, запрыгнула в последний вагон на Кубке мира. Мы прилетели в Китай. Я только разложила вещи, и нас на следующий день отстранили. А это столько лет отработки, столько сил и травм. Очень обидно. Мечтаю, чтобы нас допустили до международных стартов. И, если я выиграю медаль, ты будешь первой, кто возьмёт интервью! — обещает Ксюша, допивая имбирный чай.
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
В гостях у бабушки Альфинур.
Библиотека — детище, а семья — память сердца.
В свои 83 года Алексей Михайлович все также трудится во благо мёда, обслуживает почти 20 ульев и ездит за рулем «буханки» в поля каждый день по 25 км туда, и обратно.
«Успех для учителя - оставить воспоминание о себе хотя бы у одного из ста учеников».
Как работают женщины в оборонном цеху ЧТЗ?
Днём Элеонора Веклич работает в городской школе, а вечером собирает деревенских ребят на репетицию.