К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#МАСТЕРА #ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Феномен орловского авангарда

Уже месяц у подножия Александровского моста взгляды прохожих привлекает осыпающийся фасад дома №6 улицы Ленина с броской табличкой «НеГалерея Современного искусства». За его дверями скрываются экспонаты Первого музея современного искусства в Орле.

Автор: Ксения Азаренкова
г. Орёл


«Мекка орловского авангарда»
«Прежде чем здание, расположенное на самой туристической улице нашего города, с четырехметровыми потолками и лепниной, архитектурными розетками, пилястрами с капителями и арочными окнами, действительно стало Меккой орловского современного искусства, потребовалось полгода», ‒ делится автор проекта Ирина Семкина — «Это только на первый взгляд кажется, что современному искусству не место в подобном интерьере. Меня как раз таки притянул этот диссонанс  формы и содержания, захотелось сыграть на противоречии – и, кажется, получилось. Мы встроили «сегодня» во «вчера», и теперь они отлично уживаются друг с другом: большие окна дают потрясающее естественное освещение, комфортное зонирование пространства позволяет уместить на достаточно небольшой территории (около 120 кв.м) ‒ два выставочных зала, библиотеку, офис и киноклуб с театром теней (чердачное помещение). При работе с пространством мы руководствовались принципом – ничего не прятать, поэтому эти эклектичные интерьеры вековой давности не превратились в модный «белый куб»; и в тоже время им была отдана дань уважения, с привнесением современного искусства».


Помимо организационных моментов (поиска помещения, закупок и ремонта), а в какие-то моменты и даже самостоятельного подкрашивания стен, студентка магистратуры РГГУ, факультета истории искусства знакомилась с местными художниками, выставочными площадками и образовательными институциями, ведь данный проект, исключительно с филантропическим подтекстом, вытек из ее диссертации. Изучать феномен восстребованности локального современного искусства будущий искусствовед-куратор решила в собственноручно созданном для этого пространстве.

Ради науки

Орел оказался городом «со своеобразным художественным ландшафтом», идеальным объектом для исследования, в первую очередь, потому, что здесь нет подобного музея, да и насмотренность зрителя на фоне однообразного выставочного контента довольно низкая в этой области искусства. Март уже принес свои плоды (свыше 200 посетителей лишь за первые выходные), а именно познавательную активность со стороны орловцев: многочисленные посещения экскурсий, лекций о современном искусстве, мастер-классов и даже участие в перформативных практиках. 


Работа без выходных, с 11:00- 19:00 тоже сыграла свою роль ‒ начала формировать новый культурный образ жизни жителя, отмечает Ирина:
«Несмотря на то, что в будни количество посещений меньше, чем в выходные, не было еще ни одного рабочего дня с отсутствием гостей. Даже в понедельник, традиционный выходной день музеев, в НеГалерее всегда есть посетители.»
Виток современности
Помимо искусства в чистом виде ‒ экспозиций с работами художников, дополненных креативными инсталляциями, здесь реализуется образовательная задача. Уже с порога гостей встречает уютный диван и стеллаж с книгами об искусстве, высотой «до потолка», заботливо собранный хозяйкой. Всего спустя неделю с открытия жителям посчастливилось принять участие в настоящем перформансе: диктовать орловской художнице Людмиле Капитоновой цветовую палитру для ее фовистского пейзажа известной орловской локации «Дворянское гнездо».
Насыщенные выходные НеГалереи включат в себя и увлекательные беседы о том или ином течении искусства и его восприятии в целом в компании лекторов ‒ Ирины Семкиной, члена Союза дизайнеров России, преподавателя Орловского художественного училища Виктора Панкова, а также экскурсовода, краеведа и искусствоведа, Дарьи Фурманской. Воскресенье в НеГалерее отводится теме андеграуда, слово на 1,5 часа предоставляется творческой молодежи. Их дискуссия «без купюр» фиксируется на камеру, позволяя затем узнать много нового для себя уже зрителям «по ту сторону монитора» при просмотре в записи в социальных сетях.

Еще более дерзко (и в кратчайшие сроки) в мире орловского современного искусства решили заявить стартом амбициозного проекта Сергея Диденко, городская Лаборатория «Поиска чего-то нового». За 2 месяца обучения (на платной основе) люди без художественного образования смогут поработать в ключевых художественных стилях, с сухими и жидкими материалами, с линиями и пятнами, с конструктором и коллажем, чтобы, возможно, создать шедевры уже нового экспериментального искусства.


А пока взрослые приобщаются к волне авангарда, самые маленькие и юные посетители пока «взбираются на вершину» лестницы, ведущей в секретный кинозал на чердаке, или создают свои первые работы из глины. Поверьте, и это только начало, ведь впереди нас ожидает еще много интересного!
Выпадает из мейнстрима
Нетепичному современному искусству, выпадающему из «мейнстрима местного художественного ландшафта» был присвоен условный термин «Орловский авангард»; данный образовательный цикл по задумке Ирины включает 5 выставок ‒ «Фовизм», «Экспрессионизм», «Абстракционизм», «Сюрреализм/поп-арт», «Современная фотография», сформированных для неискушенного зрителя в хронологическом порядке. В связи с чем, знакомство с художественным авангардом XX века началось с «Фовизма» (16+) (прим. ред. модернистское течение во французской живописи периода постимпрессионизма).


Плотный бархатный занавес та черта, «натянутая» между входом в Выставочный зал и предвкушающими взглядами посетителей. А на размещенном перед входом в экспозицию интерактивном экране можно увидеть мировые шедевры фовизма. Это должно подготовить посетителей к знакомству с уже орловским авангардом. Проникшись этим коротким, но таким ярким и насыщенным по цвету периоду в культуре, робко приоткрываем завесу, за которой скрываются… 35 работ живописи, скульптуры, графики, фотографии, пэчворка (прим.ред. картины из лоскутков), текстильного искусства и бумажной инсталляции. Наклейки в виде следов ботинков указывают зрителю верный путь, ведь в этом буйстве красок и вправду можно выпасть из реальности. 


Намеренная «безымянность» шедевров объясняется самим авангардом, для которого характерно отсутствие названий. Подробную информацию об экспонатах можно узнать, наведя камеру смартфона на QR-код, размещенный возле каждого арт- объекта.

Начать погружение в искусство стоит с первой работы экспозиции – фотографии Алексея Бородина, на которой городской пейзаж предстает в ярко-красных тонах. 


Часть улицы в виде кричаще красного прямоугольника, запечатленная в реальности, причем без наложения фильтров и магии фотошопа; или фотография Юрия Требухина передающая солнечный вид с одного из кресел нашего колеса обозрения, покоряющее сердце смотрящего своей пестротой (а не обыденной ржавостью). По соседству с фото- искусством ‒ живопись кисти Милы Гавриловой (ее работы есть даже в частных коллекциях за рубежом), Анатолия Федая, Елены Новиковой и Юрия Черных. Натюрморт со смелыми масляными мазками, выверенные и графичные городские пейзажи роднит друг с другом ‒ такая типичная колоростика фовизма.


Во время перехода в центр зала, глаза смотрящего и вовсе перестают фокусироваться на чем-то одном, начиная «перепрыгивать» от пластилина в мясорубке, разноцветных колпачков, катушек и пушистого мятлика до разноцветных бумажных пружинок Хельга Митрофанова и полотен текстильного искусства Светланы Мухиной. И только, оставшись наедине с собой и современным искусством, проходя десятый круг вдоль экспонатов, уже начинаешь ловить себя на мысли о том, что узнаешь мастера без наведения камеры на QR-код. В этом кричащем «разноавторье» у каждого свой стиль, и все непросто так!
Окно в чей-то дом
Перевести дух и прогуляться по естественным тихим улочкам можно уже в прямом смысле через стену. В смежном зале проходит фотовыставка работ «Окно в чей-то дом» (0+), присланных орловцами, а затем кропотливо отобранными куратором пространства. 


Кстати, здесь можно отыскать фотографию самой Ирины Семкиной (контраст праздника и хмурых будней, соседствующих на одном снимке); а также найти что-то прекрасное в серых городских панельках или уже покосившихся «памятниках деревянного зодчества» или развлечь себя подсчетом пушистых, не один раз попавших в чей-то объектив.
А уже 15 апреля яркий фовизм сменится наполненным оголенной эмоцией и автопортретами экспрессионизмом. Всех гостей снова ждет кураторский микс из разных художественных медиумов: живопись, скульптура, фотография, видеоарт и инсталляции.
Кстати: Данный музейно-выставочный и исследовательский центр задумывалась как временный pop-up проект, который как так и возник, так и внезапно исчезнувший. После того как Ирина соберет необходимую исследовательскую базу (ориентировочно в июле) проект прекратит свое существование.

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Как Воронеж отметил 350-летие Петра I

«Катюша» на волынках и лазерное шоу - необычное празднование юбилея Петра I.

«Первого утопленника нашел в протоке»

Красноярский водолаз о смертельно опасной работе.

Как спелеологи из Красноярска покоряют опасные пещеры

Если дна не видно, то и бояться нечего.

Свой фестиваль в 21 год

«Я уверен в себе!»

Главный хранитель нацпарка «Столбы» о непростой борьбе с нарушителями

Кто и как охраняет популярный заповедник?

Лишен речи, но одарен талантом

Ограниченные возможности здоровья не мешают 33-летнему Ильфату Сабирову из деревни Пимери жить полноценной жизнью и реализовывать свой творческий потенциал.