К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#ДОБРЫЕ ДЕЛА #ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Чужих детей не бывает

Деревня. Возле ручейка расположен красивый и добротный дом. Он полон детей. Когда речь заходит о семье Мухутдиновых из деревни Кошкино, перед глазами встает именно такая картина. С приездом детей, внуков - в их доме жизнь бьет ключом.

Автор: Ризиля Курбанова
г. Кукмор

Они все наши

Такие добродушные, милосердные, искренне любящие детей женщины среди нас встречаются редко. К своим родным дочке и сыну она взяла на воспитание четырех детей и выпустила их в большую жизнь, затем взяла еще троих.

— Я родом из деревни Чишмабаш. В 1990 году мы с Фанилем поженились, на свет появились сын Ильфат, дочь Фануза. К сожалению, по состоянию здоровья я больше не могла рожать. Как-то по телевизору я увидела детей в детском доме, сердце разрывалось на части. У нас просторный дом, хозяйственные постройки, топим баню, остается целый казан горячей воды. Я бы сводила их в баню, помыла, думала тогда. После этого у меня появилось желание усыновить ребенка, мечтала о девочке, поделилась со своим мужем, он не возражал, — вспоминает Ильфруза апа. — Детей привезли из Зеленодольска. Я ни разу в жизни не была в этих краях. Сжимая в руках клочок бумаги с адресом, села в автобус. Будто только в соседнюю деревню Маскару поехала. Долго искала это учреждение, нашла. Когда директор позвал детей в кабинет, я и смотреть не стала, ведь в душе они давно были моими.

Таким образом, в 2008 году в семье Мухутдиновых на четыре человека стало больше. Родных трех сестер и брата не хотели разлучать. Самой старшей тогда было 12 лет, а самому младшему — четыре с половиной года, он был очень маленьким, худеньким, не мог даже сесть на стул.


— Как только мы приехали в Казань, с детьми зашли в кафе пообедать, а затем пошли на рынок за одеждой. Накупили кучу всего. Сколько тогда было радости. В деревне соседи увидели, как мы переходили через мост. Они тогда подумали, что приехали цыгане, — улыбается моя собеседница. — С детьми наш дом стал еще более уютнее. Что не говори, а я люблю детей. Супруг тоже очень тепло принял их. Без них не садился за стол пить чай, обязательно дожидался их. «Пусть хотя бы кто-нибудь из них вернется, с ними же весело, да и чай вкуснее», - говорил он, а сам поглядывал в окна и ждал детей. Даже зал в доме не захотел разделить на комнаты, говорил, что, когда дочери начнут выходить замуж, проведут здесь никах, приданое купим. Они стали нам родными, не разделяли их. Когда к нам приходили люди, спрашивали, кто же из них ваш? Ильфат и Фануза тоже очень полюбили детей. В то время Ильфат учился в Яныле. Однажды после выходных он уезжал на учебу и сказал: «Мама, не разлучай их, все они похожи на нас, все они свои».
Дети очень быстро освоились в новой семье, стали называть «мамой», «папой». Однажды, во время работы в огороде, старшая Алина сказала матери: «Мама, я и подумать не могла, что жизнь может быть и такая». От этих слов сердце Ильфрузы забилось сильнее, а к горлу «подкатил» ком.

К сожалению, только глава семьи Фаниль абый не долго радовался детям. В 2012 году он после тяжелой болезни ушел в мир иной. Страшная мысль о том, что после потери кормильца семья может лишиться детей не давала покоя. Дети переживали, что их вновь заберут в казенный дом, плакали. Мать успокаивала как могла, пообещала, что никому не отдаст.

Сейчас они уже взрослые, у каждого своя жизнь. Девочки при поддержке районного Центра опеки и попечительства получили квартиры. Алина и Василя вышли замуж, одна проживает в Вятских Полянах, другая — в Кукморе. Камила также обосновалась в Кукморе. А Салават учится в Кукморском аграрном колледже, после окончания учебы собирается в армию.


— Наш Салават с детства рос добрым, отзывчивым, хозяйственным. Когда был маленьким, часто говорил, мол, мама я никуда не уеду, не оставлю тебя, приведу невесту. Да и сейчас заботиться обо мне, делает чай и сидит со мной за компанию. Когда приходят гости, то накрывает на стол. Очень заботливый молодой человек. Пусть будет счастливым. Вот и другой сын Ильфат успокаивает меня. «Мама, у тебя же есть твой помощник Салават», — говорит он. Дети постоянно созваниваются между собой, все делают вместе, сообща, наверное, даже между кровными братьями иногда не бывает такой близости, — сказала многодетная мама. — После того, как детям исполнилось 18 лет, мы повезли их к родителям. Когда кровная мать увидела, какими красивыми, здоровыми выросли ее дети, то испытала шок. Только вот детское сердце не дрогнуло. Еще хочется сказать, что дети получили нашу фамилию Мухутдиновы и отчество отца Фаниля.

Мама, когда нас заберешь?


После того, как Ильфруза апа проводила этих детей во взрослую жизнь, взяла на воспитание еще одного мальчика. После трех лет его мать восстановилась в правах и забрала ребенка к себе. Они до сих пор общаются. «В суде, когда забирали ребенка, я не возражала. Разве можно противиться воссоединению родных матери и сына», — говорит она. А детей, которые в настоящее время нашли приют под крылом Ильфрузы апы, она привезла из Пестречинского района.

— Алмаз, Диляра, Алина — родные. Они стали частью нашей семьи в декабре 2021 года. Уже в первую нашу встречу они назвали меня «мамой», до их приезда в наш дом общались по телефону. Алмаз особенно часто спрашивал: «Мама, когда ты нас заберешь?» Постепенно привыкаем друг к другу. Они учат меня русскому языку, я их — татарскому.
Алмаз нынче пойдет в девятый класс, Диляра — в пятый класс Маскаринской коррекционной школы, а Алина — в третий класс Маскаринской средней школы. Все очень старательные, любят математику, рисование, увлекаются акробатикой и другим.

У нас есть бассейн, где мы купаемся каждый день, немало и игрушек, с которыми мы играем. В то же время не забываем и маме помогать, говорят дети.
— Помогают, — улыбается Ильфруза апа. — С детства стараюсь приучать их к труду. Всё лето поливали овощи. Брат Ильфат для удобства отрегулировал два шланга. Собрали вместе лук, чеснок, дома следят за порядком. Собирают огурцы, заносят мне, а я уже консервирую, также поступаем и с компотами. Дочери всегда рядом. На днях они должны отправиться в лагерь, уже беспокоюсь, как я буду без них.

Наверное, не существует семей, в которых не возникали бы проблемы с детьми. Они и капризничают, и шалят, порой и вовсе не хотят слушать взрослых. Как в таких случаях вести себя с приемными детьми, на душе у которых рана?

— Дети поначалу были очень капризными. Алмаз долго не мог привыкнуть к школе, капризничал, говорил, что не пойдет. Сейчас все наладилось. Ведь дети есть дети, поэтому бывало и ссорились, и ругались, и дрались. В такие минуты мне самой приходилось быть психологом, воспитателем, врачом и еще представителем множества профессий, — говорит женщина.

Когда приехали забирать детей, нас спросили не боимся ли мы, что детям придется учиться в коррекционной школе? Я сказала, что нет. В Маскаринской коррекционной школе работают замечательные педагоги, которые являются мастерами своего дела, там воспитание на первом плане, детей готовят к самостоятельной жизни. Они — сильные психологи.

Ильфруза апа не содержит в своем хозяйстве крупный скот, но вот домашней птицы у нее много. В двух загонах содержатся бройлеры, есть 50 гусей. По словам хозяйки, детей у нее много, поэтому всех хочется угостить, поделиться.

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Тайны хранителя Ясной Поляны

«Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и мое отношение к ней».

Единственный житель деревни

Деревня Тямле Чишма расположена в живописнейшем месте природы. Когда-то здесь насчитывалось около 30 хозяйств, в фермах содержались свиньи, коровы, лошади. После объединения колхозов фермы закрылись и большинство сельчан остались без работы. Многие сельские жители были вынуждены покинуть родные места и отправиться в поисках работы в чужие края. Заброшенные участки и полуразрушенные дома… Деревне грозило полное исчезновение, она могла остаться только в народной памяти. К счастью, прожившие всю жизнь в городе, воспитавшие детей супруги Роза и Нурулла Гайфутдиновы, вернулись сюда 17 лет назад. В настоящее время хозяйка в основном проживает в Казани, а вот глава семейства круглый год живет в деревне один. На днях мы побывали у Нуруллы абыя и справились о его делах.

Они живы!

Мы приехали искать причины вымирания народа, а нашли живую культуру.

Северные края России

Юлия Черемная расскажет о замечательном крае Архангельской области, а именно в селе Красноборск и о её жительнице, восьмилетней Алевтины Волковой. Село это находится недалеко от города Архангельска, в нём протекает река, есть маленькая роща, в которой всегда приятно укрыться от знойного солнца. Есть в этом селе и одна девочка, о которой пойдёт речь.

Успеть за 24 часа: самарская певица Юлия Гаврилова рассказала о своем творческом пути

Юлия Гаврилова — обычная девочка из села Кинель-Черкассы Самарской области. Любовь к музыке творит чудеса: за плечами юной исполнительницы 31 гран-при международных конкурсов, а ей всего 14 лет. Еще будучи совсем маленькой, она пошла по стопам своего деда. С тех пор Юля и сцена неразлучны.

Трудоголик, мечтатель и жизнелюб

Свою жизнь Кирилл Федорович Седых посвятил любимому делу – изучению флоры и фауны Земли.