К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#МОЛОДЫЕ ЭНТУЗИАСТЫ #СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Что творит андеграунд

Автор: Александра Швецова, Анна Шеломова, Мария Крицкая.
г. Новосибирск

Уличная культура — это сила города. Надписи на стенах, самокаты в подземных переходах, биты из соседнего подъезда. Всё это создают местные жители в своей повседневности. На улице каждый может заявить о себе, и среди тысяч проходящих мимо людей обрести тех, кто зацепится взглядом и остановится.
Да, уличное искусство можно не замечать, игнорировать, презирать. Но для того, чтобы узнать город, нужно погрузиться в его культуру. И понять: что же творит андеграунд? 


ГЛАВА 1

У нас есть две команды: по брейку (welcome smile style) и по самокатам (orange cru). Мы их создали, чтобы в комьюнити нас так запоминали. На баттлах почти со всей Сибирью познакомились — приезжаешь в соседний город и одиноко себя точно не чувствуешь. 

Мы тренируемся каждый день. Приезжаем в нашу танцевальную школу и зависаем тут часа по два-три.

Сначала учили базу, а потом каждый стал разрабатывать свои движения, которые нельзя повторять другим — это байт. Вариации отработанных движений и создают стиль бибоя. Стиль в брейкинге очень важен, особенно это заметно на соревнованиях. Вообще, брейкинг — это официальный вид спорта, и есть критерии для оценивания техники. Но мнения судей и танцоров обычно не сходятся: первые оценивают техничность, а вторые

В брейкинге всё решает респект. Когда сделал шаг и тебе «класс» показали. Брейк дал мне творческое мышление. В танце много обдумываешь: как сделать связку интереснее, как движение доработать, и этот навык потом проявляется в жизни. Любую ситуацию начинаешь творчески рассматривать.


Когда тренируешься каждый день по несколько часов, это дело становится частью твоего существования, его смыслом. Брейк для нас — именно это значит. Когда делать нечего — треню. Когда есть что делать, скорее, тоже треню, чем делом занимаюсь.

Почему мы говорим про Томск?
Среди сибирских городов Томск сияет богатством уличной культуры. На пути к нашему осознанию случилось многое: выставка промо группы «Skvoz dvory» в Новосибирске, самый масштабный стрит-арт фестиваль «Street Vision» на заброшенном томском заводе, и множество знакомых творческих имён родом из этого города.


Но чёткий образ Томска, как места мощного сосредоточения андеграундного искусства, закрепило утро воскресенья в парке «Лагерный сад». Девять утра, выходной день, небольшой спот с видом на реку Томь. Тишину пустой набережной разбавляет негромкая музыка изс портативной колонки и стук колёсиков. Это пацаны 11–-13 лет на скейтах и самокатах. Последние тёплые деньки сентября они посвящают улице, катанию и разучиванию новых трюков. В тот момент я подумала, что ни в одном другом городе такого бы не увидела.



ГЛАВА 2
В октябре 2020 года на эвенте «Zen RESET» я впервые встала за пульт.
Катя Родионова, организатор этого мероприятия, на время дала мне свой контроллердомой. Но я мечтала о своём dj-пульте, и по приколу открыла донат. За день мои подписчики собрали десять тысяч рублей — на следующий день я поехала покупать свой первый контроллер.


Я максимально избирательна к тому, что попадает в мой сет. Это 30–-40 треков, от которых я буквально рыдаю.
Самый главный саппорт для меня — Петя ELKI HI-FI. Его опыт помог мне в продвижении и понимании того, что значит музыка для меня. В Томске так всё и строится: есть люди постарше, уже опытные, и молодёжь, которая только начинает пробовать и ошибаться.


Мы в опыт этих «старших» вонзаемся, и приносим в культуру новое. Получается мощнейший симбиоз. В Европейской части России  нет всех этих людей, но есть понимание ценности диджеинга. Есть больше перспектив, и оплата на уровне. У нас же не все орги читают нужным платить — дают, сколько не жалко. Поэтому диджеить в Томске — не прибыльная для меня история, но нереальный обмен энергией. Я все силы оставляю за пультом, потом могу неделю быть полумёртвой. 

И всё же в Томске меня держат люди, которые с первого выступления топтали под меня. Томское тусовочное комьюнити очень тёплое: это глубокая связь между теми, кто создаёт культуру. И делает это качественно, от всего сердца. Именно поэтому так, как в Томске, нигде не будет. Почему говорим про андеграундную культуру? С момента своего зарождения уличная культура — это пространство для самовыражения и общения ограниченного круга людей. Именно поэтому шрифты граффити или уличный сленг поймёт не каждый: подпольное искусство понятно и близко лишь тем, кто его создаёт.


Но наш жизненный опыт вскрыл парадокс: с творцами андеграунда очень легко найти общий язык. На фестивальном показе фильма об известном скейтере Али Булале зрители рассаживались, не глядя на места в билетах. Все буквально заваливались рядом, на центральных рядах, словно на большом диване перед телевизором. Это был просмотр кино с друзьями, которых ты видишь впервые, но вас объединяет она — тяга к улице.


ГЛАВА 3


Дима: В 12 лет впервые услышал американский рэп, проникся культурой, квартиру друга превратили в храм хип-хопа, стены разграффитили. Я стал резать семплы с советских кассет типа Леонида Утёсова, из программ брал ударные, и сочетание этих звуков записывал на магнитофон — так получался бит. С тех пор всю жизнь чувствую потребность в том, чтобы рифмовать. Серёга: У меня любовь к музыке началась с музыкальной школы и классики. И вот уже 20 лет я связан с рэпом, бросал, но всегда возвращался к творчеству.


Мы простые работяги, монтажник и водитель. Лучший отдых для нас — это творчество, потому что во время съёмок и записи на студии всё, что происходит в мире, перестаёт существовать. Мы отдаём духовную часть в тексты, слушатель находит отголоскиличного, и не чувствует себя одиноким лицом к лицу со своими переживаниями. В Томске немного возможностей — сибирский город, тупиковый. Найти единомышленников тяжело. Но благодаря Интернету гораздо проще и монетизировать свою музыку, и собрать команду для её создания.

 Хочется ещё сказать спасибо молодым, которые организуют мероприятия, где мы можем вживую зачитать. Цель нашего развития — создание томского лейбла, на котором местные ребята могли бы творить музыку. Постараемся сделать так, чтобы им стало проще записывать звук, снимать клипы и продвигать своё творчество на площадках в Интернете.

 

 Конечно, в крупных городах этот путь легче, возможностей больше. Но мы не хотим уезжать. Томску нужна поддержка, и мы создаём эту опору. Улицы города Томска особенны. У них есть характер, потому что за ними стоят люди,  которые живут своим творчеством. Посвящают ему всё свободное время, отдают энергию и ничего ни от кого не ждут взамен. А ещё эти люди открыто и щедро делятся своим опытом — тесное взаимодействие обогащает искусство улиц. 


Именно это творит томский андеграунд.


ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Северные края России

Юлия Черемная расскажет о замечательном крае Архангельской области, а именно в селе Красноборск и о её жительнице, восьмилетней Алевтины Волковой. Село это находится недалеко от города Архангельска, в нём протекает река, есть маленькая роща, в которой всегда приятно укрыться от знойного солнца. Есть в этом селе и одна девочка, о которой пойдёт речь.

Единственный житель деревни

Деревня Тямле Чишма расположена в живописнейшем месте природы. Когда-то здесь насчитывалось около 30 хозяйств, в фермах содержались свиньи, коровы, лошади. После объединения колхозов фермы закрылись и большинство сельчан остались без работы. Многие сельские жители были вынуждены покинуть родные места и отправиться в поисках работы в чужие края. Заброшенные участки и полуразрушенные дома… Деревне грозило полное исчезновение, она могла остаться только в народной памяти. К счастью, прожившие всю жизнь в городе, воспитавшие детей супруги Роза и Нурулла Гайфутдиновы, вернулись сюда 17 лет назад. В настоящее время хозяйка в основном проживает в Казани, а вот глава семейства круглый год живет в деревне один. На днях мы побывали у Нуруллы абыя и справились о его делах.

Чужих детей не бывает

Материал о матери, которая воспитывает приемных детей. К своим родным дочке и сыну она взяла на воспитание четырех детей. Затем — еще еще троих. Даже после смерти главы семейства она никому не отдала детей.

Они живы!

Мы приехали искать причины вымирания народа, а нашли живую культуру.

Успеть за 24 часа: самарская певица Юлия Гаврилова рассказала о своем творческом пути

Юлия Гаврилова — обычная девочка из села Кинель-Черкассы Самарской области. Любовь к музыке творит чудеса: за плечами юной исполнительницы 31 гран-при международных конкурсов, а ей всего 14 лет. Еще будучи совсем маленькой, она пошла по стопам своего деда. С тех пор Юля и сцена неразлучны.

Тайны хранителя Ясной Поляны

«Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и мое отношение к ней».