Текст и фото: Надежда Крылова
(г. Санкт-Петербург)

АЛТАЙ: МИСТИКА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Проект о сибирском регионе России, который отличается этнической и конфессиональной насыщенностью
В приграничной части Южной Сибири расположен Алтай. Цивилизации и культуры наслаивались и соединялись на алтайской земле многие века. Религиозные верования старообрядцев и других переселенцев, языческие культы коренных народов и шаманская традиция образовали этническую и конфессиональную насыщенность этого пространства.

Присоединение алтайских земель к Российской империи в 18 веке и советская история образовали новые культурные слои на территории этого пространства. Новые экономические отношения вынуждают население Алтая приспосабливаться к ним. Развитие туризма, дополненного этническим колоритом, является основным видом деятельности местных жителей.
Село Старый Белтир, республика Алтай, 2020. Село было разрушено наводнением 2003 году. Для жителей были построены новые дома в поселке Новый Белтир.
Станислав, село Чаган-Узун, республика Алтай, 2020. Станислав живет в поселке Чаган-Узун и работает водителем, перевозит туристов до одного из самых посещаемых туристами мест на Алтае – Марсианские горы. Станислав – из рода Алматсубэтноса алтайцы.
Кош-Агач – район, наиболее удаленный от столицы республики Алтай, на границе с Монголией, Китаем и Казахстаном. Зона вечной мерзлоты, край приравнен к районам Крайнего Севера. За счет удаленности и труднодоступности регион в наибольшей степени сохранил культурную и духовную самобытность. Кош-Агач, республика Алтай, 2020
В последнее время роль Алтая приобрела иной аспект. В обществе, утратившем объединяющие смыслы после распада советской власти, возникла потребность поиска таких символов, которые смогли бы исцелить и удовлетворить духовные потребности. Алтай — место, в котором сильна связь с землей и природой, стал местом духовного паломничества — «местом силы».
Заинтересовавшись мистической притягательностью этого места, проникнувшись духом кочевников, я проехала по всему Чуйскому тракту, который пересекает Алтай с запад на восток, фотографируя людей, которые мне встречались. Мне захотелось узнать, а как живут сейчас в этих условиях люди, идентичность которых раньше определялась идентичностью рода или семьи, на земле, насыщенной историей и временем, сумевшей соединить различные культуры и религии?
Заинтересовавшись мистической притягательностью этого места, проникнувшись духом кочевников, я проехала по всему Чуйскому тракту, который пересекает Алтай с запад на восток, фотографируя людей, которые мне встречались. Мне захотелось узнать, а как живут сейчас в этих условиях люди, идентичность которых раньше определялась идентичностью рода или семьи, на земле, насыщенной историей и временем, сумевшей соединить различные культуры и религии?
Возникновение идеи для проекта
Алтай для меня не место, где я родилась, или где я много времени проводила в детстве. Я побывала там несколько лет назад, когда только начинала заниматься фотографией. Меня удивили не только красоты природы, ну и особенное отношение жителей к окружающей природе и к каждому природному объекту в отдельности. Озеро, река, гора, и сам «Алтай» почитается алтайцами и буквально «одухотворяется». Любовь к природе - здесь не вынужденная необходимость или традиция, которая по сути может потерять значение, а что-то живое и устойчивое. Мне стало интересно проследить эту связь и этот контакт. Что делает людей такими живыми? Что делает нас людьми?
История одной фотографии
«Этот снимок я сделала в поселке Старый Белтир, жители которого были эвакуированы после землетрясения в 1993 году. Поселок пустующий, вокруг развалины сооружений и несколько уцелевших домов. Я приехала туда с проводником фотографировать и не ожидала увидеть людей. Тем интереснее стала встреча с Дианой и ее семьей. Они пригласили меня в дом на традиционный чай с молоком. В начале мне было и неловко и немного страшно, поскольку я была в тот момент одна, а в поселке отсутствовала какая-либо связь. Но вера и любопытство сделали свое дело. Я зашла в дом в Дианы. Мне предложили сесть на стул у кухонного стола, показали на чашку с чаем. Также на столе стояли вазочки с конфетами, печеньем, фруктами. Рядом с печкой в железном ведре я заметила череп козла. Диана с сыном, ее младшие сестры и несколько других людей окружили меня и немногословно смотрели как я пью чай. Было очень необычно. Затем Диана села с сыном за стол, и я сфотографировала их. Напоследок я взяла контакты у девушек, чтобы выслать им фотографии».
Легкость, с которой я знакомилась с людьми и взаимодействовала с ним, была для удивительной. Я не ощущала трудностей, связанных с тем, что я «другая».

Конечно, мне встречались люди, которые не хотели принимать фотографироваться, но они принимали участие в съемке другим образом - рассказывали что-то интересное или знакомили с другими героями.

Все фотографии кликабельны.
Для меня этого было своего рода духовное путешествие. Это возможность, исследуя «Другое», находить контакт с собой, способ расширения предвзятых представлений и суждений об окружающем. Моей целью в этом проекте было сохранить аутентичность и простоту того, что я наблюдала, минимально воздействуя на людей и условия съемки. Я хотела показать одновременно и непохожесть, особенность места, и в тоже время его реальность, не затронутую визуальными эффектами.
Надежда Крылова
Автор проекта
Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!
Поделитесь этим материалом в соц. сетях