К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Свято место пусто не бывает

Автор: Наталья Смирнова
с. Ичалки

«Труд! Осн. 1931 г.». Стоя у крайних домов посёлка, я думаю о смерти. Об этой смерти – сёл и деревен – принято говоритьотстранённо, как бы вскользь. Но когда собственными глазами видишь их умирание, становится больно и горько.

Труд! Осн. 1931 г.». Прибитый к ветле самодельный указатель сообщает об этом каждому, кто полями, по пыльной грунтовке всё-таки добрался сюда. А под ним — свеженький дорожный знак «Пешеходный переход». На соседних деревьях — «Велодорожка» и «Остановка запрещена». В посёлке, где дорог в не было отродясь, они выглядят как артефакты с другой планеты.

На районной карте Труд появился на несколько лет раньше даты основания, обозначенной на указателе. В «Списке населённых пунктов Средне-Волжского края», изданном в 1931 году, он уже значится как колхоз из 8 дворов Парадеевского сельсовета Атяшевского района. На тот момент в посёлке жило 63 человека, в основном — мордва. Как отмечал учёный-топонимист И.К. Инжеватов, название соответствовало духу времени: в годы коллективизации новые посёлки на Средней Волге часто получали названия «Труд», «Труды», «Трудовик».

Основали посёлок уроженцы Парадеева, отделившиеся от односельчан из-за нехватки земли. По-видимому, колхоз «Труд» первоначально был даже не колхозом, а сельхозартелью. Небольшой, но крепкой. «Были конюшня, кузница, ферма и маслобойня, пчельник, – вспоминает уроженка посёлка И.П. Трофимова. Сейчасона живёт в Оброчном. — Моя мама работала дояркой, доила 15 коров. Дед был пчеловодом, а я с 7 лет пасла свиней. Их до 30 голов было».

Мы все жили одной большой семьёй

Сам посёлок большим не был даже в годы расцвета: по воспоминаниям Иды Порфирьевны — не больше 17-20 домов. По воспоминаниям ещё одной уроженки посёлка Г.Н. Ухватовой, в Труде почти не было семей, где росли меньше пятерых детей. «Мы все жили одной большой семьёй. Вместе праздновали праздники, вместе горевали, когда у кого-то случалась беда. Сажать картошку выходили всем посёлком: сначала в одном доме, потом во втором, и так до конца. Осенью так же и копали. Помню, первый телевизор в посёлке появился у семьи Кургаевых. Вечерами все шли к ним в дом — смотреть. Хозяева торжественно включали телевизор, а мы — и дети, и взрослые — рассаживались около него прямо на полу. Дома никогда не закрывали, и сложно было представить, чтобы соседи враждовали между собой. Это доброе очень помнится», — рассказывает Галина Николаевна.

Прощаясь с посёлком

Самостоятельно колхоз «Труд» просуществовал не слишком долго. По воспоминаниям З.А. Чекашкиной, сначала он объединился с колхозами Парадеева и Дубёнок в «Путь Ленина», а в конце 60-х годов к нему присоединились колхозники Камаева, Маркина и Мильгунова. Большой объединённый колхоз получил имя Карла Маркса. В этом колхозе Зинаида Андреевна 33 года проработала бухгалтером.

Правда, на жизни трудовцев объединение колхозов сказалось не лучшим образом. Слаженные маленькие хозяйства в укрупнённом словно потерялись. Колхозники жили бедно. Да и, выражаясь современным языком, социальной инфраструктуры в Труде тоже не было. Отучившись 4 года в Мильгуновской начальной школе, в среднюю дети были вынуждены ходить в Парадеево. Дождь ли, буран – 5 километров пути. И люди начали уезжать из Труда.

«Хозяйство было крепкое. Поголовье доходило до 1600 голов скота вместе с дойным стадом и молодняком, — рассказывает она.— Была своя свиноферма: держали 60 маток и около 800 свиней на откорм. Трудились в колхозе больше 600 человек. Но жители Труда работу любили особенно — даже за трудодни получали больше остальных», - Чекашкина З.А.

«Многие переехали в Оброчное, — добавляет Г.Н. Ухватова. — Устраивались в колхоз «1 Мая», который был миллионером. Соответственно, и зарплата здесь была больше, и надежды на будущее. Мы уехали из Труда вконце 60-х, когда я закончила второй класс. Но в родительскую субботу перед Троицей всегда приезжаю в посёлок, чтобы почтить память родных и встретиться с односельчанами», - Ухватова Г.Н.

На долю тех, кто остался, выпали ещё более суровые испытания. В 80-е страна грезила гласностью и перестройкой, а с другой их стороны гибла аграрная отрасль. Были попытки её реанимировать: вместо колхозов появлялись фермерские хозяйства и сельхозкооперативы. Но работать становилось всё сложнее.

«Молоко сдавали на сырзавод, а зарплату получали маслом и сыром. Не хватало топлива, а без него и не посеешь, и не уберёшь. Долги росли, и в октябре 2004 года предприятие обанкротилось. Триста оставшихся коров распределили по другим хозяйствам, технику в счёт долгов забрала МТС. Помню, посмотришь утром в окно — все бегут на работу. А теперь и на улице никого», - Чекашкина З.А.

На разбойничьей дороге

Но есть в Труде место, ежегодно привлекающее к себе сотни людей — источник Божией Матери «Троеручица». Он необычный — явленный, и известен больше трёх веков. В народе бытуют несколько легенд, связанных с почитанием этого источника. Но настоятель Михайло-Архангельского храма в Парадееве игумен Митрофан (Коршунов) наиболее достоверной считает иную версию появления этого источника.

В XVII-XVIII веках значительную часть района покрывали леса. Они тянулись далеко в Нижегородскую губернию, дорог было мало, и зачастую они были небезопасны. Одна из таких дорог так и называлась — Разбойничья. Неудивительно, что крестьяне предпочитали идти домой или на ярмарку через лес, дабы не только сократить путь, но и сохранить жизнь. «В одно из таких путешествий крестьянин из Вечкус заблудился. Долго скитаясь между деревьев, он захотел пить. В одном из глубоких оврагов наткнулся на родник, в котором обрёл небольшую икону Божией Матери «Троеручица», — рассказывает отец Митрофан.

О роднике узнали люди, а за источником закрепилось название «Явленный». Верующие соорудили над ним часовню. «По-видимому, жители окрестных сёл и деревень очень почитали источник, — продолжает священник. — Могу предположить, что храм в Вечкусах, освящённый именно в честь иконы «Троеручица», был построен как благодарение Божией Матери за помощь и исцеления на источнике по Её молитвам».


С молитвой к Богородице

Первоначально люди собирались на молитву в Труде на Духов день. Богомольцев было так много, что они ночевали почти во всех домах местных жителей. И не только в домах — в сенях, на крыльце. «Из Атяшева приходил блаженный — он спал на камне, — вспоминает уроженка посёлка Л.Н. Седова (Носова). — Приезжала на богослужение женщина из Луховки. Она всегда собирала у источника ивовую кору и мяту. Привозили даже бесноватых. Было много людей из соседних областей и республик».

На источнике верующие молились даже в советские годы. Власть пыталась «покончить с мракобесием». Сначала родник хотели засыпать, но трудовцы его отстояли, приведя вполне рациональный аргумент – в посёлке всего один колодец, а водой из родника люди пользуются и для готовки, и для стирки.

Трудовцы берегли родник. Заключили его в колодец, затем над срубом возвели часовню. Чуть перестроенная, она цела и сейчас. Рядом аккуратная закрытая купель, а напротив, на пригорке – новая часовня, возведённая в начале 2000-х. Ежегодно 25 июля люди приезжают в Труд, чтобы помолиться Божией Матери, попросить у неё помощи и заступничества, поблагодарить за что-то. В этом году на молебен собрались больше сотни верующих из Кемли, Ичалок, Парадеева, Вечкус и практически всех окрестных сёл. «Слава Богу, побывала здесь! — улыбается Нина Григорьевна Тураева из Селищ. – Вот, набрала с собой водички, буду пить. Пусть Божия Матерь не оставит нас».

«Считается, что вода из источника помогает при болезнях руг и ног, — рассказывает Василий Николаевич Носов, уроженец Парадеева, сейчас живущий в Инсаровке. — А многие набирают здесь не только воду, но и глину. Она действительно помогает, когда болят суставы. Кроме того, есть традиция: приезжая на источник, обязательно прикоснуться к вековому дубу рядом с часовней. Люди уверены, что он тоже может лечить болезни».

От съезда с дороги на Парадеево до источника Божией Матери «Троеручица» — почти шесть километров по грунтовке, вдоль леса. Близким и лёгким путь не назовёшь, а едут сюда даже зимой, на снегоходах. Так почему люди тянутся сюда, и не только в праздник?

«Однажды услышал такую мысль: на родники, куда ведёт асфальт, люди чаще приезжают потому, что модно. А сюда — потому, что просит душа», — добавляет отец Митрофан.

Хранители труда

Исчезали с карты района сёла, деревни и посёлки. Труд продержался до 2014 года, когда в Парадеево переехали его последние жители — супруги Чекашкины. Больше полувека прожили они в посёлке. Оба всю жизнь проработали в колхозе: Вера Васильевна — дояркой, Андрей Михайлович — пастухом. Супруги вспоминают: и траву косили, и хлеба жали, и зерно молотили — всё вручную. Даже зимой полевую дорогу до Парадеева женщины расчищали лопатами, чтобы в посёлок могла проехать хлебовозка. Они помнят, как в Труде появились электричество и первая радиоточка, как постепенно пустел посёлок, как шесть лет жили в Труде одни.

Вере Васильевне 75 лет, Андрею Михайловичу — 78. Поженились они в 1962 году. Воспитали троих дочерей и сына. «Как жили? Корову держали, быка, овец, поросят, кур. Лошадка была, на ней в Парадеево ездили. Огород сажали. Ещё у нас был сад. А вокруг — орехи, грибы, ягоды, всего вдоволь было. Я хоть сама парадеевская, а так скажу: в Труде жили лучше. В Парадееве-то печки кизяком топили, — рассказывает Вера Васильевна. И вдруг в её рассказе неожиданно проскальзывает признание. — Если бы в Труде ещё кто-то жил, дома три хотя бы, я бы не пришла сюда».

Но жить в посёлке в одиночестве пожилым людям год от года становилось всё тяжелее. И Чекашкины приняли трудное для себя решение – продали всё, что могли, и купили домик в Парадееве. Точнее, стены: ни окон, ни печи в нём не было. Сейчас в палисаднике перед домом цветут флоксы, в сенях сушится лук, а за домом, между новенькой баней и колодцем пасутся козочки. Андрей Михайлович и Вера Васильевна не могут без дела — к труду они привычные.

Жизнь посёлка могла бы закончиться тогда, в 2014 году, когда уехали отсюда его последние хранители. Нежилые дома бы рушились, зарастали сорняком, и посёлок канул бы в небытие. Но тут, в стороне от дорог и людской разноголосицы жизнь всё-таки продолжается. Прямо напротив спуска к роднику — аккуратный ухоженный домик. Хозяйка домика — Л.В. Гордеева. Живёт она в Саранске, но с ранней весны до поздней осени по выходным приезжает вТруд.

«Специально для этого купили «УАЗик», — рассказывает Любовь Васильевна. — Хоть и далеко ехать, а ничего не жалко. Здесь родина: мой дедушка Николай Чекашкин был одним из первых, кто переселился сюда из Парадеева. Выстроил дом для себя и семьи: у него было 12 детей. Дед был пчеловодом, его очень уважали односельчане. Отец Василий Маркелович работал в колхозе бригадиром, отстаивал родник, когда в советские годы его пытались уничтожить. И раз мы здесь, значит, так Господь велел».

Женщина 17 лет проработала на Саранском заводе полупроводниковых приборов. Её муж Владимир Иванович родом из Больших Березников, но и он признаётся: в Труд будто тянет. Здесь у супругов небольшая пасека, сад, огород. Присматривают Гордеевы и за родником. Но главное — учат любви к этому месту внуков третьеклассников – Катю и Владика. «Нам здесь нравится. За грибами в лес ходим, родник чистим», —рассказывает девочка, держа в руках свеженький подосиновик. «А когда воду наберёте, поставьте трубу обратно, чтобы вода в купель текла», — деловито напоминает Владик.

Но пока теплится жизнь в Труде, не хочется думать о том, что может быть по-другому. И здесь в своём первоначальном, не ироничном смысле, будет кстати поговорка: «Свято место пусто не бывает».

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.