К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

«Гармонных плотников» много, а мастер один

Автор: Олеся Скворцова
г. Липецк

Житель села Грязное Липецкой области Владимир Алексеевич Мелихов, возможно, единственный мастер, способный сделать уникальную елецкую рояльную гармошку, изготовление и игра на которой включены в каталог нематериального культурного наследия нашей страны. Настойчивость и целеустремленность позволили ему сохранить исчезающую традицию.

«ЭХ, БЫЛА НЕ БЫЛА!»

Однажды липчанина Владимира Мелихова за компанию с фольклорным ансамблем «Воскресение» пригласили в Калининград на международный фестиваль народных коллективов. Вечером участники из разных стран собрались вместе пообщаться в неформальной обстановке. Наш земляк скромно стоял в стороне со своим «экспонатом» — елецкой рояльной гармошкой. А потом решился — эх, была не была! И заиграл матаню. Игра на диковинном для многих инструменте привлекла всеобщее внимание — и вскоре вокруг нашего земляка собралась целая толпа.

Но удивили участников фестиваля больше не внешний вид «роялки» и не игра на ней, а то, что сделана она полностью вручную. Владимир Алексеевич называет себя единственным мастером и не признает «гармонных плотников», которые делают самостоятельно, к примеру, лишь корпуса или собирают инструмент уже из готовых деталей.«Вот дам я доски и металл, и если человек изготовит мне рояльную гармонь да настроит ее, тогда скажу: мастер!» — такова позиция Мелихова.

ИЗ СЕЛА ЗА ГРАНИЦУ

В юности Мелихов с товарищами по общежитию решил научиться играть на гитаре. Отправились в ближайший ДК записываться, но мест не оказалось, и парням порекомендовали народные танцы. Нехотя ребята согласились — нужно же чем-то заниматься в свободное время, да так и остались. Увлечение пригодилось им в армии: все годы службы в Архангельске они были участниками военного ансамбля песни и пляски гарнизонного Дома офицеров.

Вместе с липецким ансамблем «Трудовые резервы» (позже переименованным в «Калинку») Владимир Мелихов выступал на самых разных сценах. Талантливый сельский парень побывал на гастролях в Турции, Польше, Греции, ФРГ, на Мальте и Кипре, был участником Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и Дня ВМФ в Севастополе. Пропагандировал родную культуру языком танца.

РОЖДЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА

Владимир Алексеевич по-настоящему влюбился в инструмент, когда в клуб завода баянист-аккомпаниатор привез свою, зыбинскую, гармонь.

— Взял в руки — словно сама играет! — вспоминает Владимир Алексеевич. — Вот что значит — мастерски сделана! Душа моя загорелась — теперь за другой инструмент и браться не хотелось.

Какова же была радость, когда Мелихов узнал, что мастер — Александр Семенович Зыбин — жив. В ближайшие же выходные молодой человек отправился в Елец. Встретили его, правда, без энтузиазма — столько таких же приезжало. Зыбин все пытался побеседовать с гостем «за жизнь», не обращая внимания на его попытки перевести разговор на «рояльную» тему. По крупицам выуживал Мелихов эту информацию и в следующую субботу вновь был у Зыбина. И так учился почти два года.

И вот однажды мастер молча встал, достал инструменты и планку (это основа, от которой в итоге и зависит, как будет звучать гармонь). Без всяких комментариев сделал ее и предложил ученику повторить, а сам отправился спать. А когда вернулся, даже не поверил, что у Мелихова это первый опыт работы с планкой. Холодность в отношениях пропала, и с тех пор до конца своей жизни Александр Семенович уже с радостью делился секретами своего мастерства.

«Я сразу пошел по правильному пути, к которому рано или поздно приходит каждый мастер, — купил хорошие инструменты», — говорит Владимир Алексеевич.

В Тулу за напильником

Первую свою гармонь Мелихов изготовил в 1991 году. Прежние творческие увлечения позволили сразу смело взяться за дело — раньше занимался и резьбой по дереву, и чеканкой. Эти работы и сейчас украшают родительский дом в селе Грязное Липецкого района. На изготовление «роялки» и поиск материалов ушло около шести месяцев.

За специальным напильником, сделанным вручную, Владимир Алексеевич в Тулу ездил. Побывал и на знаменитом заводе «Мелодия», где ему показали оборудование, без которого сложно сделать качественную вещь. Там же липчанину дали адреса, где можно приобрести лучший инструмент в стране.

Со скрупулезностью подошел мастер и к подготовке материалов. Только при изготовлении одной гармошки использовались карельская береза, бук, груша, орех. Красное дерево Мелихов нашел у знакомого: оказалось, это остатки екатерининского рояля, которые тот приспособил под полки. Купил пару таких досок, да еще клавиши, из слоновой кости между прочим. Так что гармошка получилась вдвойне «рояльной».

ВСЁ О НЕЙ

  1. Елецкая рояльная гармонь появилась в 50-е годы девятнадцатого века. Есть версия, что некий крестьянин Ильин усовершенствовал привезенную из Тулы гармошку, затем несколько ельчан последовали его примеру.

  2. Улучшали инструмент неоднократно, делая его более удобным. В отличие от других видов, на елецкой гармошке можно играть двумя руками.

  3. Ее считают предком современного аккордеона.

  4. Каждый инструмент — результат ручного труда мастера. Нет ни одной «роялки» фабричного производства. Рояльная гармонь от мастера Мелихова стоит от 50 тысяч рублей.

  5. Изготовление и традиции игры на елецкой рояльной гармони включены в каталог нематериального культурного наследия нашей страны.

«Если мы не хотим растерять традицию игры и сам уникальный инструмент, нужно принимать меры уже сейчас, — уверен Мелихов. — И не просто открывать больше таких отделений в музыкальных школах, а еще поддерживать материально. К примеру, на первых порах от государства дарить тем, кто освоит елецкую рояльную, хотя бы автомобиль!»

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.