#ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Автор: Олеся Скворцова
г. Липецк
Житель села Грязное Липецкой области Владимир Алексеевич Мелихов, возможно, единственный мастер, способный сделать уникальную елецкую рояльную гармошку, изготовление и игра на которой включены в каталог нематериального культурного наследия нашей страны. Настойчивость и целеустремленность позволили ему сохранить исчезающую традицию.
Однажды липчанина Владимира Мелихова за компанию с фольклорным ансамблем «Воскресение» пригласили в Калининград на международный фестиваль народных коллективов. Вечером участники из разных стран собрались вместе пообщаться в неформальной обстановке. Наш земляк скромно стоял в стороне со своим «экспонатом» — елецкой рояльной гармошкой. А потом решился — эх, была не была! И заиграл матаню. Игра на диковинном для многих инструменте привлекла всеобщее внимание — и вскоре вокруг нашего земляка собралась целая толпа.
Но удивили участников фестиваля больше не внешний вид «роялки» и не игра на ней, а то, что сделана она полностью вручную. Владимир Алексеевич называет себя единственным мастером и не признает «гармонных плотников», которые делают самостоятельно, к примеру, лишь корпуса или собирают инструмент уже из готовых деталей.«Вот дам я доски и металл, и если человек изготовит мне рояльную гармонь да настроит ее, тогда скажу: мастер!» — такова позиция Мелихова.
В юности Мелихов с товарищами по общежитию решил научиться играть на гитаре. Отправились в ближайший ДК записываться, но мест не оказалось, и парням порекомендовали народные танцы. Нехотя ребята согласились — нужно же чем-то заниматься в свободное время, да так и остались. Увлечение пригодилось им в армии: все годы службы в Архангельске они были участниками военного ансамбля песни и пляски гарнизонного Дома офицеров.
Вместе с липецким ансамблем «Трудовые резервы» (позже переименованным в «Калинку») Владимир Мелихов выступал на самых разных сценах. Талантливый сельский парень побывал на гастролях в Турции, Польше, Греции, ФРГ, на Мальте и Кипре, был участником Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и Дня ВМФ в Севастополе. Пропагандировал родную культуру языком танца.
Владимир Алексеевич по-настоящему влюбился в инструмент, когда в клуб завода баянист-аккомпаниатор привез свою, зыбинскую, гармонь.
— Взял в руки — словно сама играет! — вспоминает Владимир Алексеевич. — Вот что значит — мастерски сделана! Душа моя загорелась — теперь за другой инструмент и браться не хотелось.
Какова же была радость, когда Мелихов узнал, что мастер — Александр Семенович Зыбин — жив. В ближайшие же выходные молодой человек отправился в Елец. Встретили его, правда, без энтузиазма — столько таких же приезжало. Зыбин все пытался побеседовать с гостем «за жизнь», не обращая внимания на его попытки перевести разговор на «рояльную» тему. По крупицам выуживал Мелихов эту информацию и в следующую субботу вновь был у Зыбина. И так учился почти два года.
И вот однажды мастер молча встал, достал инструменты и планку (это основа, от которой в итоге и зависит, как будет звучать гармонь). Без всяких комментариев сделал ее и предложил ученику повторить, а сам отправился спать. А когда вернулся, даже не поверил, что у Мелихова это первый опыт работы с планкой. Холодность в отношениях пропала, и с тех пор до конца своей жизни Александр Семенович уже с радостью делился секретами своего мастерства.
«Я сразу пошел по правильному пути, к которому рано или поздно приходит каждый мастер, — купил хорошие инструменты», — говорит Владимир Алексеевич.
Первую свою гармонь Мелихов изготовил в 1991 году. Прежние творческие увлечения позволили сразу смело взяться за дело — раньше занимался и резьбой по дереву, и чеканкой. Эти работы и сейчас украшают родительский дом в селе Грязное Липецкого района. На изготовление «роялки» и поиск материалов ушло около шести месяцев.
За специальным напильником, сделанным вручную, Владимир Алексеевич в Тулу ездил. Побывал и на знаменитом заводе «Мелодия», где ему показали оборудование, без которого сложно сделать качественную вещь. Там же липчанину дали адреса, где можно приобрести лучший инструмент в стране.
Со скрупулезностью подошел мастер и к подготовке материалов. Только при изготовлении одной гармошки использовались карельская береза, бук, груша, орех. Красное дерево Мелихов нашел у знакомого: оказалось, это остатки екатерининского рояля, которые тот приспособил под полки. Купил пару таких досок, да еще клавиши, из слоновой кости между прочим. Так что гармошка получилась вдвойне «рояльной».
Елецкая рояльная гармонь появилась в 50-е годы девятнадцатого века. Есть версия, что некий крестьянин Ильин усовершенствовал привезенную из Тулы гармошку, затем несколько ельчан последовали его примеру.
Улучшали инструмент неоднократно, делая его более удобным. В отличие от других видов, на елецкой гармошке можно играть двумя руками.
Ее считают предком современного аккордеона.
Каждый инструмент — результат ручного труда мастера. Нет ни одной «роялки» фабричного производства. Рояльная гармонь от мастера Мелихова стоит от 50 тысяч рублей.
Изготовление и традиции игры на елецкой рояльной гармони включены в каталог нематериального культурного наследия нашей страны.
«Если мы не хотим растерять традицию игры и сам уникальный инструмент, нужно принимать меры уже сейчас, — уверен Мелихов. — И не просто открывать больше таких отделений в музыкальных школах, а еще поддерживать материально. К примеру, на первых порах от государства дарить тем, кто освоит елецкую рояльную, хотя бы автомобиль!»
По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.
Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.
В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.
Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.
Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.
«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.
Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.