К ДРУГИМ
СТАТЬЯМ
НА ГЛАВНУЮ

#СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Деревня так и не вышла из меня

Надежда Сергеевна готовится к Троице. В доме вкусные, сытные запахи свежего творога и одуванчикового масла, на кухонном столе – «летающая тарелка»: большой блестящий таз накрыт другим, чуть поменьше. Там ждет своего часа сдобное тесто.

В доме Бочковых просторно, нет лишней, бесполезной мелочи, гостевое и личное пространство отвечают главному требованию: должно быть удобно и гостям, которые любят здесь бывать, и хозяевам.

«По воскресеньям ведро теста»

Разве думала когда-то деревенская девочка Надя, что станет хранительницей истории села, организатором ежегодных встреч односельчан, на которые приезжают не только из Ростова, Санкт-Петербурга и Сибири, но и из США, Израиля?

автор - Гульнара Мурзина
деревня Кожай-Максимово, башкортостан

Поделиться фото

– Семьи у нас, в Кожай-Максимово были большие. У моего деда Иллариона шестеро дочерей, нас у родителей – пятеро детей, – вспоминает Надежда Сергеевна, ловко управляясь с тестом. – Поэтому в воскресенье у нас всегда стояло ведро дрожжевого теста, да еще и в тазу пресное намесим. Когда вышла замуж в татарскую семью (мама Александра – татарка родом из Ермекеевского района), радовалась, что у них больше предпочитают пресное сдобное тесто.

Первым делом хозяйка начала разделывать готовое тесто на сюкоры – сдобные лепешки.

– В нашем детстве сюкоры были необычайно ароматными, – делится рецептом Надежда Сергеевна. – Тесто замешивали на свежей пахте* с добавлением сливок. Сейчас я делаю тесто на нашем белебеевском кефире, он самый подходящий. На пакет кефира добавляю граммов триста размягченного одуванчикового сливочного масла, я его впрок закупаю, в мае и июне, когда коровки пасутся на лугах, усыпанных золотистыми цветами. Посмотри, какое оно желтое! Также в тесто кладу немного соды, погашенной уксусом и с полстакана сахара. Муку добавляю постепенно, замешивая тесто. Оно должно само отставать от рук. Вот оно какое получилось, пушистое, живое. После замеса оно должно отдохнуть, когда замешиваю на семью, ставлю в холодильник, а сегодня пеку на Троицу, такой таз и в холодильник не поместится, пусть отдыхает на столе.

автор - Гульнара Мурзина
деревня Кожай-Максимово, башкортостан

Поделиться фото

Хозяйка отделяет порции теста на лепешки руками, не пользуется ножом, скалкой.

– Деревня из меня так и не вышла, не стала я городской, Все, что связано с тестом, делаю руками.

Разложив сюкоры на листе, Надежда Сергеевна зовет на помощь самую младшую внучку, Сашулю. Девочка приминает тесто вилкой, чтобы при выпечке оно не сильно поднималось. В Оренбургской области такие полоски на лепешках тамошние мордовские хозяйки называют приступками, видимо от слова пристукнуть, приступить (надавить).

автор - Гульнара Мурзина
деревня Кожай-Максимово, башкортостан

Поделиться фото

– Сюкоры любят попариться. Вынув лист из духовки нужно сложить их снова в таз и накрыть, а не то «деревянными» станут, – раскрывает она секрет. – На празднике все в первую очередь берут со стола сюкоры, а потом спрашивают: «Можно я еще с собой возьму? Пусть внук попробует». Самое вкусное – полакомиться ими, запивая молоком из холодильника!

«Терпите до Троицы»

автор - Гульнара Мурзина
деревня Кожай-Максимово, башкортостан

Поделиться фото

– Зимой делали запасы на лето, – вспоминает Надежда Сергеевна. Кроме погреба, где хранились овощи, был у каждой семьи ледник. В него набивали снег, на который складывали мясо, затем опять слой снега. Летом, снег постепенно таял хозяйки доставали из ледника мясо. Много солили сала, слегка подкоптив его в бане, вешали в чулане под потолок. Там же висела до троицы буженина: свиной или бараний желудок, набитый мясом, смешанным с солью и перцем. Мясо постепенно вялилось, становилось со временем все вкуснее. Ароматы были такие, что мы с большим нетерпением ждали Троицу.

автор - Гульнара Мурзина
деревня Кожай-Максимово, башкортостан

Поделиться фото

В реке в огромном количестве водился голавль, после рыбалки выпускали его в бочку с водой, которая стояла в огороде. Рыбу тоже солили и коптили в бане, протапливая печь ольховые ветки и древесиной старых яблонь.

На праздник сельчане шли в сосновый бор, раскинувшийся на горе, над деревней. Бор был разделен на участки, закрепленные за отдельными семьями, которые должны были убирать там сухостой и валежник, вырубать поросль дикой вишни и малины, в изобилии росшей вокруг Кожай-Максимова.

– Раньше в бору порядок был, старики Илларион (наш дедушка) и Нестор строго смотрели за тем, чтобы в деревне и вокруг нее было чисто. Даже лишние тропинки в бору не разрешали прокладывать, ходили по тем, что уже были. В бору, где прекрасная акустика, было специальное место для танцев – кишчема тарка. Дед Илларион, которого чаще звали Ларька, следил и за очисткой родников, чтобы они не заиливались и не прорывались потом в неожиданных местах на дне реки. Тогда можно было спокойно переходить речку вброд, а теперь там родниковые ямы, а это очень опасно. Люди называли их Ларька деда лисмать – родники деда Ларьки.

автор - Гульнара Мурзина
деревня Кожай-Максимово, башкортостан

Поделиться фото

Неторопливо ведя рассказ Надежда Сергеевна поставила на стол тарелку с мелко нарезанным на кубики соленым салом – начинкой для тёмаров.

– Тёмары в летнее время заменяли мясные блюда, – объясняет она. – Свежее мясо бывало на праздники, или, когда дорогие гости приезжали. А это блюдо сытное, да и готовить его – дело нехитрое.

автор - Гульнара Мурзина
деревня Кожай-Максимово, башкортостан

Поделиться фото

И в самом деле, обычное пельменное тесто мы раскатали на колбаски и нарезали на кусочки. Разминая тесто руками, вкладывали кусочек сала, и защипав тесто, скатывали его в шарик. Шарики «отправлялись» таз, дно которого присыпано мукой. За разговорами налепили с полсотни. За это время в духовке подрумянились сюкоры, на плите закипела в кастрюле вода. Тёмары можно замораживать, отваренные в жирном бульоне брать с собой на природу, шарики не слипаются между собой. Но в горячем виде, в бульоне, со свежей зеленью с огорода и сметаной они гораздо вкуснее.

Кожай-Максимово постигла бы участь тысяч деревень, которые ушли в небытие, после того как жители отправились на стройки социализма, в большие города и небольшие поселки, где зарабатывать было легче, чем бесконечным крестьянским трудом.

– После того, как деревня опустела, пять лет я не могла поехать туда, – признается Надежда Сергеевна. Очень расстраивалась, плакала. Вспоминала отца, сельского учителя, который был и парторгом в совхозе, и комбайнером в летнюю страду. Потом все же поехали, посидели около своей усадьбы. Я ведь была папиной дочкой, ходила за ним «хвостиком». До сих пор помню односельчан, даже обстановку их домов. Решила все это записать, пока помню. В 2006 году перед Троицей обзвонили односельчан, предложили им собраться на Троицу в бору, на родине. Приехало человек 20 пять семей.

автор - Гульнара Мурзина
деревня Кожай-Максимово, башкортостан

Поделиться фото

От предков досталось немало

На столе терпеливо дожидались своего часа огромные чугунные сковороды. Видно, что старинные.

– Это наследство от Сашиной бабушки, Фахригалям, которая жила в деревне Ново-Ермекеево. Настоящие, чугунные! Никакая выпечка в них не пригорает, – уверяет Надежда Сергеевна.

На сковороде она разминает сдобное тесто, из которого делали сюкоры. Пласт получается тонким, с невысоким бортиком.

– Это будет топонь пряка каймака – заливной пирог с творожной начинкой, –слышу я и внимательно наблюдаю за ловкими руками хозяйки, смешивающей в миске свежий творог с тремя свежими яйцами. – Сахара много не кладу, он и в тесте есть, и потом я его залью сметаной, смешанной с сахаром.

Надежду Сергеевну поразило, с каким вниманием слушали люди, стоявшие на большой поляне в сосновом бору, отрывки ее воспоминаний, как удивлялись мельчайшим деталям, оставшимся в ее памяти, тому, что сохранила родной язык. Кто-то добавлял свои воспоминания, Сергей Трофимов помог восстановить схему деревни. Пригодились и документы, найденные в архивах, т фотографии, сделанные Александром Бочковым, в том числе и с высоты птичьего полета.

автор - Гульнара Мурзина
деревня Кожай-Максимово, башкортостан

Поделиться фото

автор - Гульнара Мурзина
деревня Кожай-Максимово, башкортостан

Поделиться фото

Предки уроженцев Кожай-Максимова перебрались с Нижегородской земли. Самые распространенные фамилии имеют на Нижегородчине свои корни. Есть там городки Байково и Семенов, территория, называемая Трофимовщиной. Происхождение названия «Кожай» современны этнографы связывают с именем князя Камая. В старину. По воспоминаниям жителей деревни очень шустрых, бойких мальчишек называли «Кама». И кожай-максимовцы «привезли» память с родины. Красивейший уголок природы за селом называется Алатырь, в честь реки, на которой стояло их село Ташто-мурзы.

«Гвоздем программы» на мордовском столе всегда были пельмени – прякинеть (маленький пирог). У хозяек было принято кичиться, чьи пельмени крупнее. Чем важнее гость, тем крупнее прякинеть. В начинке обязательно должно быть три вида мяса: свинина, говядина и баранина, лук, соль и перец, по желанию можно добавить сырого картофеля. Но нужды такой у жителей деревни не было, мяса всегда было вволю. И у Бочковых довелось отведать настоящих прякинеть. Кстати, есть их нужно руками, иначе вкуснейший бульон из них останется на тарелке.

автор - Гульнара Мурзина
деревня Кожай-Максимово, башкортостан

Поделиться фото

автор - Гульнара Мурзина
деревня Кожай-Максимово, башкортостан

Поделиться фото

На ближайшие выходные выбор большой. Мне кажется или вам точно захочется попробовать хотя бы одно из четырех блюд, рецепты которых привезли крестьяне-переселенцы с далекой Нижегородчины и бережно сохранили в деревне Кожай-Максимово?

Понравилась работа? Голосуйте за неё лайком!

Поделитесь этим материалом в соц. сетях

ПОНРАВИЛАСЬ РАБОТА? ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА НЕЕ!

По результатам ваших голосов мы определим лучшие материалы и пригласим победителей на Международный медиа-форум нового поколения «Диалог культур», который пройдет в Эрмитаже.

Поделитесь этим материалом с друзьями в соцсетях:

Хотите стать участником нашего конкурса? Присылайте свои истории о людях и коллективах из России в формате статьи, фоторепортажа или видео.

О КОНКУРСЕ

Лучшие материалы раздела

Вера Алексеевна

В разных уголках её дома расставлены тряпичные обереги: у каждого — своё определённое место. Только благополучницу ставят туда, куда душа велит. Кукла-колокольчик у двери весит-красуется: чтобы люди, которые на огонёк заглядывают, только добрые вести приносили.

Моя работа дает крылья

Валерия Минина — пилот в четвёртом поколении. Но в отличие от своего отца, деда и прадеда, которые были военными лётчиками, она управляет пассажирским самолётом Л-410 Второго Архангельского объединённого авиаотряда.

Девушка — огонь, искры летят…

Девяностолетний доктор

Екатерина Сумная — гордость городской больницы № 8 Челябинска. Это не лозунг из советской газеты, а чистая правда. Учиться к 90-летнему доктору наук и действующему рентгенологу мечтают попасть все местные врачи.

Что у мастера в голове?

«Ты живешь этим, ты дышишь этим, творчество становится образом твоей жизни», — рассказывает художник Александр Пилипенко. Про уникальное творчество «мастера» и о его необычных взглядах на жизнь.

Танцевальный ритм в тишине

Дмитрий Хлыбов — человек, который почти не слышит мир вокруг. Зато мир слышит его. Он является самым обычным челябинским деятелем искусства, открывшим себя публике: грому аплодисментов и морю заворожённых взглядов. Хотя кое-чем он всё же отличен от остальных танцоров. Дмитрий — инвалид по слуху.